Interested Article - Новое средневековье (Бердяев)

«Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы» — сочинение Н. А. Бердяева по философии истории и культуры , впервые опубликованное в 1924 году и принёсшее автору европейскую известность . Одна из самых известных философских работ, развивающих одноимённую концепцию , согласно которой западная цивилизация к XX веку возвращается во многих своих существенных чертах к средневековью .

Структура и история написания

«Три этюда, объединенные в этой книжке, были написаны в разное время в течение последних полутора лет», — пишет Бердяев в предисловии, датированном 5 июля 1924 года. Эти три этюда: «Новое средневековье», «Размышление о русской революции» и «Демократия, социализм и теократия».

Содержание работы

«Новое средневековье»

Новая история , Новое время заканчивается, — констатирует Бердяев. Характерные черты уходящей эпохи — « рационализм , гуманизм , правовой формализм , либерализм , демократизм — всё это формы мысли и жизни, которые строятся на предположении, что Истина неизвестна и что Истины, быть может, совсем нет, они не хотят знать Истины». Попытка построить «нейтральное гуманистическое царство», сделав религию частным делом, провалилась. «Если нет Бога, то нет и Человека — вот что опытно обнаруживает наше время». Наступает новое средневековье , когда появится новая истина, новый бог.

Новое время проповедовало эгалитаризм , но «человек не атом бескачественного механизма вселенной, а живой член органической иерархии , он органически принадлежит реальным общностям. Сама идея личности связана с иерархией, и атомизм уничтожает личность в ее качественном своеобразии. Мы живем в эпоху, когда неизбежен повсюду свободный возврат к иерархическим началам. Лишь иерархические начала свидетельствуют о космическом ладе вселенной». В обществе нового средневековья будет духовная аристократия, «и личности с большим онтологическим весом, с большей одаренностью и годностью должны занять подобающее место в жизни».

Вырастет роль женщины, но не на пути эмансипации , то есть уравнивания с мужчиной и уподобления ему, а женщины как носительницы вечной женственности .

Должен произойти поворот от иллюзорной, лишённой онтологичности общественно-политической жизни к реальным «духовным и хозяйственным процессам». «Новое время конструировало власть как право и интересовалось разграничением прав на власть. Новое средневековье должно конструировать власть как обязанность». Жизнью уже не будут управлять парламенты , биржи и газеты, «люди, вероятно, будут группироваться и соединяться не по политическим признакам… а по сферам творчества и труда».

Уходит в прошлое разъединение людей и государств — индивидуализм и национализм . «Гуманистическое царство разлагается», и «атомизм новой истории… преодолевается или ложно — коммунизмом, или истинно — Церковью, соборностью », обращением «от формализма нового времени, не совершившего никакого окончательного избрания, к избранию Бога или диавола». Коммунизм ( социализм ) — ложный путь потому, что он «есть лишь обратная сторона атомистического распада, механическое сцепление атомов», не имеющее духовной основы.

Идея прогресса будет отброшена, «будет сама жизнь, будет творчество». «Город должен приблизиться к деревне. <…> Принцип частной собственности в вечной своей основе сохранится, но будет ограничен и одухотворен. Чудовищных частных богатств новой истории не будет. Равенства тоже не будет, но не будет и голодных и погибающих от нужды. Придется перейти к более упрощенной и элементарной материальной культуре и более сложной духовной культуре».

«Грандиозное предприятие новой истории нужно ликвидировать, оно не удалось, — заключает Бердяев. — Но до этого, быть может, еще сделает попытку развиваться техническая цивилизация до последних пределов, до черной магии, равно как и коммунизм», — предсказывает он.

«Размышление о русской революции»

Во втором этюде Бердяев анализирует природу большевизма . Он заключает, что большевизм не есть некое «внешнее насилие над русским народом» и его победа не случайна. Однако большевизм и не «самостоятельная онтологическая реальность, он не имеет бытия в себе». Это манифестация глубокой духовной болезни, внутреннего зла — кризиса веры, деморализации народа. «Народ находился в лживом состоянии и создал лживую власть». Поэтому и преодолеть большевизм можно только на пути духовного перерождения.

Ключевой чертой русского национального сознания и духовной первопричиной революции 1917 года Бердяев называет внутреннюю религиозность русского народа — отрешённость его от земного, мирского, материального, устремлённость «к концу истории , к осуществлению Царства Божьего ». Буржуазная идеология никогда не имела силы ни в одном слое российского общества. Русский народ аполитичен, и «русская революция совершилась по Достоевскому », который «понимал, что социализм в России есть религиозный вопрос, вопрос атеистический , что русская революционная интеллигенция совсем не политикой занята, а спасением человечества без Бога».

Бердяев отмечает появление в советской России нового антропологического типа: «Ловкие, беззастенчивые и энергичные дельцы мира сего выдвинулись и заявили свои права быть господами жизни». Это буржуазный , мещанский тип личности, который никогда прежде не имел силы в России. «В России прерывается культурная традиция. Предстоит страшное понижение уровня культуры, качества культуры», — предупреждает Бердяев. Но находит и положительный эффект революции в том, что она послужит возрождению религиозной жизни в России, обращению к религии интеллигенции, сто лет как впавшей в атеизм, который и привёл к революции.

«Демократия, социализм и теократия»

Бердяев критикует демократический принцип, отмечая, что в основе демократии — релятивизм : «Демократия не знает истины, и потому она предоставляет раскрытие истины решению большинства голосов». Более того, демократия не принимает во внимание зла человеческой природы, того что воля большинства может направиться ко злу.

Социализм , напротив, претендует на знание истины, однако духовного содержания лишён и он и потому «так же не онтологичен, как и демократия», и так же не способен предложить реальное «содержание и цель жизни», ибо его социально-экономическая программа касается лишь материальных средств жизни, но не конечных целей, которые могут быть только духовными.

Общество, преодолевшее бессодержательную свободу демократии и избравшее для себя духовную истину, стремящееся к «высшей духовной жизни, просветлению и преображению человека и мира», то есть к реальному созданию Царства Божьего на земле, — это теократия . Путь к этому новому обществу лежит через отказ от фиктивной общественно-политической жизни «во имя поворота к внутренней духовной жизни, не только личной, но и сверхличной».

Примечания

  1. Берлин: Обелиск, 1924. 143 с.
  2. от 14 апреля 2021 на Wayback Machine // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. ISBN 978-5-244-01115-9 .

Литература

Источник —

Same as Новое средневековье (Бердяев)