Interested Article - Баденский диспут

Иоганн Экк и Иоганн Эколампад на Баденском диспуте (изображение из Хроники Реформации Генриха Буллингера )

Баденский диспут ( нем. Badener Disputation ) — теологическая дискуссия между представителями Римско-католической церкви , с одной стороны, и сторонниками Реформации — с другой, состоявшаяся с 19 мая по 8 июня 1526 года в городской церкви города Баден в современной Швейцарии . Одно из ключевых событий Реформации в Швейцарии .

Организованная с согласия констанцского епископа и переходного австрийского правительства Вюртемберга , она была попыткой тогда ещё в значительной степени католических членов Швейцарского союза сохранить религиозное единство страны и заставить молчать Ульриха Цвингли . Баден при этом был выбран местом проведения диспута как место собрания членов Швейцарского союза ( нем. Tagsatzung ), где решались вопросы общей политики.

По плану, принять участие в первой за пределами Цюриха подобной дискуссии должны были Иоганн Экк , Иоганн Фабри и Томас Мурнер — с католической стороны, и Ульрих Цвингли — как представитель нового вероисповедания. Цвингли, однако, несмотря на данные ему гарантии личной неприкосновенности, отказался приехать в Баден, так что его точку зрения, в конечном итоге, представляли Иоганн Эколампадий и Берхтольд Халлер ( нем. Berchtold Haller ) — реформатор Берна .

Ход дискуссии и соблюдение её правил определяли четыре председателя, среди которых были ректор Базельского университета и аббат монастыря Энгельберг, изначально явно симпатизировавшие католическому учению. Сама дискуссия проходила на немецком языке, что типично для цвинглианской реформы, и представляет собой одно из главных отличий от прочих учёных диспутов эпохи Реформации, например, от Лейпцигского диспута .

По окончании спора, на удивление хорошо документированного благодаря участию официально утверждённых четырёх писцов (с одновременным запретом вести записи для слушателей), девять кантонов сохранили верность католицизму, четыре — решили в пользу цвинглианской реформы. Тем самым религиозная изоляция Цюриха была прервана. С другой стороны, отсутствие единого решения проблемы вероисповедания наложило отпечаток на всю последовавшую историю Швейцарии, для которой и по сей день типично многообразие религиозных и общественных форм.

В настоящее время четыре протокола Баденского диспута хранятся в Центральной библиотеке Цюриха, два — в Государственном архиве Люцерна.

Издания протоколов диспута

  • Caussa Helvetica orthodoxae fidei. Disputatio Helvetiorum in Baden superiori. Hrsg. von Thomas Murner. Luzern 1528.
  • Die Badener Disputation von 1526. Kommentierte Edition des Protokolls. Hrsg. von Alfred Schindler und Wolfram Schneider-Lastin, unter Mitarbeit von Ruth Jörg, Detlef Roth und Richard Wetzel. Mit einer historischen Einleitung von Martin H. Jung. Zürich, TVZ, 2015.

Литература

  • Irena Backus: Das Prinzip «Sola scriptura» und die Kirchenväter in den Disputationen von Baden (1526) und Bern (1528). Zürich 1997.
  • Thomas Fuchs: Konfession und Gespräch. Typologie und Funktion der Religionsgespräche in der Reformationszeit. Köln 1995.
  • Leonhard von Muralt: Die Badener Disputation 1526. Leipzig 1926.
Источник —

Same as Баденский диспут