Ересь
- 1 year ago
- 0
- 0
Ересь замка Монфорте — неортодоксальное христианское учение , получившее распространение в северной Италии первой половины XI века . Приверженцы этой доктрины рассматривали бытие Иисуса Христа как благочестивую метафору, отражающую стремление человеческой души к Богу и практиковали альтруистический суицид, который считали условием достижения Царствия Божиего .
Содействие еретикам оказывала владелица замка, с именем которого они остались в памяти современников. После того, как это укрепление было захвачено войсками архиепископа Миланского , женщину и её единоверцев сожгли на костре. Точная дата этого события остаётся неизвестной, возможны даты 1028, 1030 и 1035 годы.
Название Mons fortis в переводе с латинского означает «сильная (укрепленная) гора». Согласно свидетельствам Ландульфа Старшего и Рауля Глабера , крепость еретиков располагались в окрестностях Турина . Точное местоположение замка не установлено.
Согласно «Миланской истории» Ландульфа Старшего, еретики принадлежали к христианам- антитринитариям , отрицавшим существование трёх лиц в Боге . Инаковеровавшие считали Иисуса Христа и Святого Духа метафорами , под которыми понимали душу человека, «обращённую к Богу» и «правильное понимание Священного Писания». Еретики подчёркивали свою веру в непорочное зачатие Иисуса Христа . Согласно их убеждению, однажды Бог изменит природу человеческого рода, сделав так, что дети будут рождаться вне половых отношений .
Мысль о безгрешном продолжении рода людского еретики иллюстрировали при помощи образа пчёл . В будущем, по мнению инаковерующих, благочестивые христиане смогут производить потомство, избегая совокуплений, подобно этим насекомым.
Метафорическое понимание Иисуса Христа и Святого Духа помогало еретикам скрывать свои убеждения перед лицом Церкви. По утверждению Ландульфа Старшего, житель Монфорте Герард исповедовал веру, ничем не отличавшуюся от католической , чем ввёл в заблуждение советников архиепископа Ариберта II. В XII—XIV веках тот же приём активно использовали последователи катаризма .
Ландульф Старший утверждал, что еретики практиковали собственную разновидность религиозно мотивированного суицида . В трактовке ортодоксального хрониста, инаковерующие придерживались мнения о самоценности страдания и поэтому просили единоверцев убивать себя при приближении смерти.
В сочинениях Рауля Глабера и Ландульфа Старшего нет сведений о дате столкновения между ортодоксальными христианами и еретиками Монфорте. В современной историографии это событие относят к первой половине правления Ариберта II (1027—1045), когда прелат не вёл войны с императором Конрадом II . Широко распространены даты 1028, 1030 и 1035 годы.
Согласно утверждению Ландульфа, приказ о штурме замка еретиков отдал сам Ариберт II, почувствовавший неортодоксальное мировосприятие за словами жителя Монфорте Герарда о вере в Троицу. Прелат взял на себя допрос плененных еретиков и особенно владелицы Монфорте, но не имел успеха. Нераскаявшиеся инаковеровавшие были выставлены для всеобщего обозрения на одной из площадей Милана , чем воспользовались для того, чтобы проповедовать. Раздражённые жители города приняли решение сжечь наиболее упорных из еретиков, предоставив схваченным право выбора между крестом , установленным на площади, и костром , разведённым там же. Большинство еретиков выбрало сожжение , таким образом, самостоятельно определив свою судьбу.
По утверждению бургундского хрониста Рауля Глабера, архиепископ Милана не имел отношения к уничтожению ереси Монфорте. Обвинение в ереси использовалось как предлог во время войны между сеньорами Туринского региона, в которой прелат не принял никакого участия.
Ландульф Старший рассматривал учение инаковерующих как противоречащее здравому смыслу, хотя и коренящееся в основах христианской нравственности . Согласно сведениям хрониста, того же мнения придерживался и Ариберт II, испытывавший «крайнее изумление» в связи с ересью Монфорте.
Со времени первых комплексных исследований еретических движений в Европе XI века, инаковеровавшие из Монфорте рассматриваются учёными в прямой связи с Орлеанской ересью во Франции.
Для медиевистики XIX века характерно отождествление обеих доктрин.
До 1960-х годов большинство исследователей видело в еретиках Орлеанского процесса 1022 года и Монфорте предшественников катар . После работ Дж. Б. Рассела, Р. Мура, Р. Морган этот консенсус оказался поколеблен. Р. Мур, в частности, допускает, что ересь Монфорте возникла под влиянием византийского аскетизма , балансировавшего на грани .
В современной историографии сложилось представление, что ереси первой половины XI века (периода «весны ересей») представляли собой радикальное выражение ригористического духа общецерковной Григорианской реформы , проводившейся римскими папами. Вместе с тем, следует отметить, что инаковеровавшие из Монфорте не признавали авторитет римских пап .