Васько, Геннадий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Геннадий Иванович Банщиков (род. 9 ноября 1943 , Казань ) ― советский композитор , педагог, Заслуженный деятель искусств России . Кавалер Ордена Дружбы (2004)
Учился в Московской консерватории по классу композиции Сергея Баласаняна (1961―1964), затем ― в Ленинградской консерватории у Бориса Арапова (1965―1966), под руководством которого также учился в аспирантуре (1966―1969). В 1967 году Банщиков был принят в Союз композиторов СССР . С 1974 он преподаёт в Ленинградской консерватории (с 1983 ― доцент, с 1998 ― профессор оркестровки и композиции).
Творческий путь Г. Банщикова начинался в 1960-е годы. Уже тогда, в годы обучения в консерватории (Московской, затем Ленинградской) и в аспирантуре Банщиков написал целый ряд ярких и зрелых сочинений (Вокальный цикл на стихи Ф. Г. Лорки, кантаты «Зодчие» и «Памяти Гарсиа Лорки», 4 виолончельных концерта, «Четыре мимолётности» для виолончели и фортепиано, Первую фортепианную сонату, камерную оперу «Любовь и Силин» по мотивам произведений Козьмы Пруткова). Его композиторский стиль формировался на пересечении тенденций, идущих от русской классической школы в преломлении Шостаковича, и сильного влияния позднего австро-немецкого романтизма и нововенской школы. (Композитор одно время даже в шутку называл себя «русскоязычным немецким композитором»). Немаловажное влияние на его творчество оказала музыка Рихарда Штрауса . Своё отношение к этому композитору Банщиков выразил в посвящении памяти Р. Штрауса своей оперы «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», а также посвящением концерта для камерного оркестра «Телефонная книга» и цитатой в Трио-сонате . Стиль Банщикова сочетает техническое мастерство, профессионализм, академическую сдержанность, характерные для ленинградской-петербургской композиторской школы, с импульсивностью и эмоциональным накалом. Не отказываясь от современных приёмов композиции, Банщиков, тем не менее, не допускает излишней модернизации своего музыкального языка. Такие сочинения, как опера-пародия «Любовь и Силин» по Козьме Пруткову, «Опера о том…» по Н. Гоголю, «Горе от ума» по А. Грибоедову и др., выявляют присущие композитору чувство юмора, остроумие, иронию («разящий сарказм», по выражению Б. Тищенко ). Банщиков обладает своей ярко выраженной композиторской индивидуальностью. В его творчестве заметно преобладание трагически окрашенных эмоций, особая напряженность интонационной и ритмической сферы, жесткость гармонического строя, но при этом его музыке свойственна особая лиричность и камерность высказывания. Это всегда высказывание от первого лица, выражение субъективного, почти всегда трагического мироощущения. Учебник «Законы функциональной инструментовки», в котором нашёл отражение многолетний опыт преподавательской и творческой деятельности композитора, выявляет общие закономерности, лежащие в основе классической инструментовки.
Оперы :
Балеты
Кантаты
Оркестровая музыка
Камерные сочинения
Для фортепиано