Interested Article - Устав Хродеганга
![](/images/006/612/6612770/1.jpg?rand=466019)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/4af09080574089cbece43db636e2025f.jpg)
- 2020-06-05
- 1
Устав Хродеганга ( лат. Regula Canonicorum ) — свод правил поведения, разработанный епископом Меца Хродегангом для каноников своей епархии. Устав был создан около 755 года и вскоре утверждён на соборе в . Наряду с уставом святого Августина считается одним из первых документов, регулирующих жизнь регулярных каноников .
История создания и распространение
Будучи епископом Меца с 742 года и архиепископом Германии с 754 года, Хродеганг составил свой устав с целью утверждения близких к монашеским моральных принципов среди своих каноников. Необходимость в нём не возникла, писал он в предисловии, если бы священники следовали установлениям Отцов церкви и действующим церковным законам . Составленный Хродегангом устав является практическим руководством по организации совместной жизни каноников, предназначенным для всех членов общины начиная с епископа. Основываясь в целом на монашеском уставе святого Бенедикта , он подчёркивает важность совершения ежедневных совместных богослужений и ежедневных собраний капитула для обсуждения различных дисциплинарных вопросов. Устав определял обязанности членов общины, устанавливал правила управления её финансами, движимым и недвижимым имуществом, распределением еды и одежды . Среди источников Хродеганга исследователи называют также труды франкских богословов начала VI века: трактат «De vita contemplativa» Юлиана Померия и проповеди Цезария Арелатского .
Написанный собственноручно Хродегангом текст Устава не сохранился. Наиболее древняя рукопись ( B ) была создана в Меце в конце VIII века. Несколько более поздняя рукопись ( L ), также из Меца, стала основой для издания (1889). Помимо них, выделяют два типа текста Устава: «обобщённая» и « Ахенский устав » («Institutio canonicorum»). Первая из них отличается от оригинальной тем, что из неё устранены ссылки на церковную географию Меца, а также включены дополнения от преемника Хродеганга, . Второй вариант был принят для всей империи на Ахенском соборе 816 года и служил в качестве основного руководства для каноников до XI века . Поскольку в Ахенском уставе имя Хродеганга не упоминается, выдвигались теории о том, что устава Хродеганга никогда не существовало . Также во второй четверти IX века анонимным автором из западной части Франкии была создана получившая распространение в Италии , Испании и в Англо-саксонских королевствах компиляция из Устава Хродеганга и «Institutio canonicorum» . В Меце устав Хродеганга не прекращал действовать, но с XII века соблюдался не строго .
Содержание
Устав включает следующие разделы :
- Пролог
- Организация общины (главы 1—11)
- Грехи и их исправление (главы 12—19)
- Повседневная жизнь (главы 20—30)
- Эпилог (главы 31—34).
В начале документа подчёркивается важность для клириков смирения и следования правилам в общине. В ней все равны перед Богом, и различие проявляется лишь в старшинстве — юный сын герцога должен называть «отцом» более старшего сына крестьянина. Как и Бенедикт, Хродеганг дозволяет принимать в общину мальчиков и юношей, но без проведения особой церемонии посвящения (гл. 1—2) . По мнению Хродеганга, те, кто входит в «каноническое духовенство», должны спать в одном месте. Большинство должны размещаться в общей спальне, совместно старшие и младшие, чтобы первые поддерживали порядок среди вторых (гл. 3). По разрешению епископа некоторые могут иметь отдельные жилища ( mansiones ), но в пределах стен обители. Никто, кроме клириков, не может входить в обитель, хотя отдельных гостей можно допускать до трапезы. Женщины не допускаются никогда. Младшие клирики извне могут допускать для прислуживания старшим и участия в воскресных капитулах (гл. 8) . Когда начинают звонить колокола к повечерию , каноники должны идти в обитель. После второго колокола ворота закрываются и остаются закрытыми до часа (гл. 4). Общий распорядок богослужений следовал уставу бенедиктинцев, некоторые главы которого повторяются практически дословно . Каноники, согласно уставу Хродеганга, должны присутствовать на ежедневных собрания капитула, если они живут в обители, и еженедельно, если вне её (гл. 8). Каждый понедельник, вторник, четверг и субботу следует читать по главе из Устава, а в прочие дни проповедь на подходящую к случаю тему. От латинского слова «глава» ( лат. capitulum ) происходит название таких собраний и собрания участвующих в них каноников. Данный момент у Хродеганга более формализован, чем у Бенедикта. Как и бенедиктинцы, каноники должны иметь определённые обязанности и ежедневно трудиться (гл. 9) . Не реже, чем дважды в год священники должны исповедоваться епископу или специально уполномоченному епископом лицу; то же ожидалось и от состоятельных горожан (гл. 34). По сравнению с уставом Бенедикта значительно переработаны главы о проступках. Не исключая возможности совершения священниками тяжких преступлений, Хродеганг предписывает широкий спектр наказаний, от покаяния до отлучения от церкви и телесных наказаний . Переходя от индивидуальных наказаний для грешников к периодам всеобщего покаяния, Хродеганг устанавливает правила поведения во время постов . Они менее строгие, чем для монахов, и в отдельные дни даже разрешается употреблять в пищу мясо. Более позднее добавление устанавливает пасхальную октаву как особый праздник, в который все могут есть мясо (гл. 20). Также мецкий епископ даёт указания по размещению столов в трапезной м рекомендации по меню .
Существенно от устава бенедиктинцев отличаются правила Хродеганга в том, что касается принципов управления. Если Бенедикт рекомендует избирать аббатов, то Хродеганг всю ответственность за назначения возлагает на епископа. Важнейшими должностями в его системе являются архидиакон и примикирий , главы старшего и младшего духовенства, соответственно(гл. 25). Чуть более детально, чем у Бенедикта, описаны обязанности келаря (гл. 26) . В главе 29 подробно описывается внешний вид священника, основой которого является ( cappa ) с капюшоном. Две главы эпилога посвящены вопросу о личных доходах и собственности каноников (гл. 31—32). Напомнив о том, что в древней церкви всё имущество было общим, Хродеган заявляет, что подобный подход в его время не практичен для священников, не принявших монашеские обеты. Епископ предлагает два, по его мнению, более уместных варианта: передать свою недвижимую собственность в управление церкви или конгрегации каноников и жить на доход с неё, либо, для тех, кто не готов зайти так далеко, полностью содержать себя сам. Второй вариант также можно считать благочестивым, поскольку он высвобождает ресурсы церкви для поддержки тех, кто в том истинно нуждается. Ситуацию, когда обладающий собственностью каноник получает средства от церкви, Хродеганг осуждает . В последней главе Хродеганг обращается к мирянам и призывает их дважды в месяц посещать храм за духовными наставлениями и не забывать об исповеди дважды в год .
Примечания
- , p. 21.
- , p. 24.
- , p. 184.
- , p. 8.
- , p. 18.
- , p. 22.
- , p. 79.
- , pp. 59—60.
- , p. 16.
- , p. 78.
- ↑ , p. 17.
- , p. 18.
- , p. 19.
- , p. 20.
- , p. 21.
- ↑ , p. 23.
Литература
- Barrow J. The Clergy in the Medieval World: Secular Clerics, Their Families and Careers in North-Western Europe c.800–c.1200. — Cambridge University Press, 2015. — 447 p. — ISBN 978-1-107-08638-8 .
- Bertram J. The Chrodegang Rules. The Rules for the Common Life of the Secular Clergy from the Eighth and Ninth Centuries. Critical Texts with Translations and Commentary. — Routledge , 2005. — 293 p. — ISBN 0-7546-5251-3 .
- Claussen M. A. The Reform of the Frankish Church. Chrodegang of Metz and the Regula canonicorum in the Eight Century. — Cambridge University Press , 2004. — 342 p. — ISBN 0 521 83931 9 .
- Claussen M. A. Practical Exegesis: The Acts of the Apostles, Chrodegang’s Regula Canonicorum , and Early Carolingian Reform // Medieval Monks and their World: Ideas and Realities. Studies in Honor of Richard E. Sullivan. — BRILL , 2006. — Vol. XXV. — P. 119—148. — 211 p. — (Brill’s Series in Church History). — ISBN 978 90 04 15463 6 .
- Hefele Ch. J., Leclercq H. Histoire des conciles. — 1911. — Т. IV. — 1458 p.
- Langefeld B. "Regula canonicorum or Regula monasterialis uitae?" The Rule of Chrodegang and Archbishop Wulfred's reforms at Canterbury / ed. by , , // Anglo-Saxon England. — Cambr. : CUP, 1996. — Vol. 25 (декабрь). — P. 21—36. — ISBN 9780521571470 . — doi : . — .
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/4af09080574089cbece43db636e2025f.jpg)
- 2020-06-05
- 1