Снэ, Эфраим
- 1 year ago
- 0
- 0
Эфраим Борисович Лойтер (настоящая фамилия — Борухович ) ( 3 декабря 1889 , Бердичев , Киевская губерния , Российская империя — 10 декабря 1963 , Москва , СССР ) — еврейский советский режиссёр , театральный педагог , театральный критик , театральный деятель . Заслуженный артист Узбекской ССР (1943).
Еврейского происхождения.
Печататься начал в 1906 году в газете «Северо-Западный Голос» ( Вильно ). С 1910-го начал выступать как театральный критик . В 1912 году вышли на языке идиш его очерки и легенды об участии евреев во французско-русской войне 1812 года . В 1919 году Лойтер — один из организаторов, руководителей и режиссёров еврейской театральной студии « Культур-лига » ( Киев — Москва ). Это было первое учебное заведение подготовки актёров для еврейского национального театра. Опеку над студией взяла влиятельная еврейская организация « Культур-Лига » . В 1921 году вместе со студией переехал в Москву.
Во время учебы в 1922 году студия под руководством Э. Лойтера показала сатирическое представление по мотивам пьес европейских авторов. Позже Ефраим Лойтер переехал в Баку , где организовал еврейскую национальную студию.
В 1925 году коллегия Наркомоса РСФСР приняла решение о создании в Харькове Всеукраинского государственного еврейского театра ( ГОСЕТ ). Лойтер был приглашён на должность директора и руководителя театра. Основу театра составили студийцы «Культур-Лиги». Сценическую деятельность театра положил спектакль «Пурим-шпиль», премьера которого состоялась 6 декабря 1925 года. В 1928 году театр из-за критики своих постановок прекратил деятельность. Его также упрекали в неумении организовать массового зрителя и низкую посещаемость спектаклей.
С 1929 по 1935 год Э. Лойтер преподавал в студии Московского еврейского театра, а с 1933 по 1935 год совмещал эту работу с преподавательской деятельностью в ГИТИСе . В 1935 году возглавил Одесский еврейский театр. К моменту его руководства театр достиг наивысшего развития. Прочное место в репертуаре одесского ГОСЕТа заняли спектакли по произведениям Шолом-Алейхема («Стемпенюс либе», «Клад Наполеона», «Блуждающие звезды»), Я. Гордина («Миреле Эфрос»), А. Гольдфадена («Ни бэ, ни мэ», «Колдунья»), И.-Л. Переца («Сёстры»). Успехом, пользовались спектакли на современную тему: «Разлом» Б. Лавренёва , «Шестеро любимых» А. Арбузова , «Семья Оппенгейм» Л. Фейхтвангера . Западноевропейская классика была представлена «Овечьим источником» и «Собакой на сене» Лопе де Вега , «Мадам Бовари» Г. Флобера , «Хозяйкой гостиницы» К. Гольдони , русская классика — « Без вины виноватыми » А. Островского , украинская — пьесой М. Кропивницкого «Мироед, или паук». Э. Лойтер постоянно работал с молодыми еврейскими писателями. По его инициативе прозаик Н. Лурье сделал для театра инсценировку романа Горького «Мать», а поэт А. Губерман попробовал свои силы в драматургии — его пьеса «Девушка из Москвы» с успехом шла на сцене многих театров. Одновременно с работой в ГОСЕТе Э. Б. Лойтер осуществил ряд этапных постановок в Одесском украинском театре.
Работу прервала Отечественная война. В 1941—1945 годах снова преподавал в ГИТИСе . С 1945 года до ликвидации в 1949 году работал в Одесском еврейском театре. После этого работал в русских и украинских театрах.