Запорожская Сечь
- 1 year ago
- 0
- 0
Запорожская сечь — российский полнометражный фильм 1911 года, совместное производство кинокомпаний «Родина» и «Южнорусского синематографического акционерного общества Сахненко, Щетинин и Ко». Самый первый украинский национальный игровой фильм . Фильм считается утерянным.
В 1911 году две созданные в Екатеринославе кинокомпании — «Южнорусское синематографичне акционерное общество Сахненко, Щетинин и Ко» и «Южнорусское ателье „Родина“» начали свою кинопроизводственную деятельность с фильма «Запорожская Сечь».
В сентябре 1911 года в
киевском
еженедельнике «Засів» появилась заметка:
«Известная кинематографическая фирма братьев Пате хочет выпустить картину „Нападение татар на Запорожскую Сечь“. Чтобы эта картина имела настоящий вид, фирма хочет устроить показательный бой на берегу Днепра , на месте бывшей Сечи. С этой целью агенты фирмы исследовали Днепр на всём протяжении между Александровском и Екатеринославом и остановились на Лоцманской Каменке, как наиболее подходящем месте. На берегу Днепра на скорую руку строятся курень, хаты и тому подобное. Почти половина крестьян села приглашены для участия „в бою“. Для всех, принявших участие „в бою“, фирма сшила соответствующие костюмы. Бой этот должен был состояться 14 сентября» .
Картина снималась при участии потомков запорожских казаков в с. Лоцманская Каменка (ныне — часть города Днепр ). Это место сочли наиболее уместным для съёмок, исследовав Днепр в промежутке от Екатеринославе до Александровска . Здесь начинались днепровские пороги . Первый из них — Кодакский — был взят в кадр.
Газеты писали, что в батальных сценах участвовали около 400 душ с пушками и лодками. Режиссёром и оператором фильма выступил Даниил Сахненко .
Самого сценария не было. Существовал лишь список отдельных, главных эпизодов, напоминавший
либретто
. Вот описание одного из эпизодов:
«Тихое украинское село. Мирно трудятся люди. Внезапно нападают татары, поджигают хаты, убивают всех, кто пытается обороняться, грабят, опустошают село. Предводитель разбойников — турецкий паша — привязал к плетню коня и побежал к хате, где спрятались девчата. Парень прыгнул с сарая, отвязал коня, вскочил на него и помчался на Сечь — сообщить о татарском нападении. За парнем бросились вдогонку татары. Неистовая погоня, вот-вот настигнет парня татарская конница, но он внезапно повернул в лес и исчез… Татары рассыпались по лесу, но парня нет, словно он сквозь землю провалился. Преследователи возвращаются в село за добычей…»
Консультировал съёмочную группу историк Дмитрий Яворницкий . Он, как директор городского исторического музея и человек, увлекающийся историей и исследующий запорожское казачество предоставил в распоряжение съёмочной группы образцы старинной одежды, оружия и утвари. Музыку для фильма написал известный екатеринославский дирижёр Александр Харитонович Векслер-Стрижевский. Декорации создал художник-самоучка Елисей Шаплык — отчим украинского актёра и кинорежиссёра Арнольда Кордюма, который и сыграл в фильме парня, убегавшего от татар на Сечь .
До сегодняшнего времени фильм «Запорожская Сечь» не был найден. 4 кадра из фильма считаются единственными доступными материалами.
Однако днепропетрвоский киновед Николай Чабан надеется, что в архивах фирмы Pathé (на плёнке которой снят фильм) сохранились фрагменты, а возможно фильм целиком. Потому поиски продолжаются по сей день общественностью.