Этьен де Шалон
- 1 year ago
- 0
- 0
Этье́н Анри́ Жильсо́н ( фр. Étienne Henri Gilson ; 13 июня 1884 года — 19 сентября 1978 года ) — французский религиозный философ, неотомист , медиевист , сооснователь и директор Папского института средневековых исследований (Канада). Доказал влияние схоластики на философию Декарта . Утверждал близость христианского духа философии экзистенциализма .
Учился в католическом коллеже, затем в лицее Генриха IV . В 1907 году окончил отделение словесности Сорбонны . После защиты диссертации в 1913 году преподавал в университете Лилля . В начале Первой мировой войны был призван в армию, в 1916 году попал в германский плен, где читал лекции по философии военнопленным. После окончания войны вернулся в Лилль , в 1919 году назначен профессором Страсбургского университета .
В 1926—1932 гг. занимал кафедру средневековой философии Сорбонны . Членкор Американской академии медиевистики (1927) .
В 1932—1950 гг. занимал кафедру истории философии Средних веков Коллеж де Франс .
Читал лекции в США вплоть до 1971 года.
В 1929 году основал и возглавил Папский институт средневековых исследований в Торонто (Канада).
В 1947 году был избран членом Французской Академии .
Активно выражал свою политическую позицию (близкую к голлизму ) на страницах газеты Монд . В 1947—48 ( фр. ).
Написал более 60 книг и 600 статей, причём более 100 из них — после 74 лет.
Был удостоен чтения Гиффордовских лекций.
При работе над диссертацией «Свобода у Декарта и богословие » в 1913 году Жильсон открыл для себя философию Фомы Аквинского и пришёл к выводу, что картезианская мысль гораздо сильнее зависит от своих схоластических истоков ( схоластика ), чем это думал Декарт. Жильсону принадлежит открытие оригинальности философии бытия у Фомы Аквинского по сравнению со всей предшествующей философией, включая аристотелевскую . Согласно Жильсону, эта оригинальность состоит в различении сущности и существования и в признании онтологического ( онтология ) примата существования, которое относится к сущности, как акт к потенции. В то время как Платон и Аристотель , а также многие философы Нового времени (например, Гегель ) рассматривают лишь сущности, а представители современного экзистенциализма сосредотачиваются на существовании, оставляя без внимания сущность , подход Фомы Аквинского предоставляет возможность осмыслить и сущность, и существование, и их несводимость друг к другу. По мнению Жильсона, эта оригинальность не была замечена даже томистами Нового времени. Сам Жильсон впервые заявил об этом лишь в 4-м издании своей книги «Le thomisme» (« Томизм »), вышедшей в 1941 году . Жильсон учил, что любое понятие касается лишь сущности, поэтому не может существовать понятия бытия: бытие познаётся, когда мы переходим от понятия какой-либо вещи к суждению о существовании этой вещи . Поэтому не существует непосредственного познания бытия. В этом Жильсон расходился с Маритеном , который считал, что бытие мы познаем с помощью особой интеллектуальной интуиции . Жильсон полемизировал с так называемым критическим реализмом , который разрабатывали томисты из Лувенского католического университета , пытавшиеся обосновать томистскую метафизику, исходя из гносеологического анализа. С точки зрения Жильсона, не гносеология должна обосновывать метафизику , а наоборот, так как попытки гносеологического обоснования метафизики не могут выйти за пределы понятия, то есть сущности, к реальному существованию. По мнению Жильсона, содержание христианской философии, в отличие от богословия, — не revelata ( истины , постижение которых невозможно без Откровения), а revelabilia (истины, которые, будучи основаны на естественном разуме , исторически были углублены и сохранены благодаря Откровению ). Согласно Жильсону, такими истинами христианской философии являются, например, существование Бога , свобода божественного и человеческого действия.
Этьен Жильсон упоминается в романе « Имя розы » Умберто Эко [ значимость? ] .