Interested Article - Люценко, Любовь Николаевна
- 2021-03-01
- 1
Любовь Николаевна Люценко (1856, Киев — после 1920) — российская оперная певица (драматическое сопрано ) и педагог по вокалу.
Биография
Образование получила в венском институте «Фрёлих» и уже в юности часто выступала в любительских спектаклях. С 1869 по 1874 год училась пению у и в Московской консерватории . Изучала сценическое искусство у И. Я. Сетова в Санкт-Петербурге , одновременно совершенствуясь у него в пении. В 1874 году при поддержке Сетова состоялся её дебют на киевской оперной сцене — она исполнила партию Антониды в опере Глинки « Жизнь за царя ». В Киеве она пела весь тот сезон, а также в сезоне 1880/81.
В 1875—1876 годах пела на сцене Одесского оперного театра и в это же время выступала на сцене Харькова .
С 1976 по 1880 выступала как солистка Большого театра в Москве. В 1880—81 — солистка Мариинского театра в Петербурге . В 1882/83 годах пела на сцене Венской оперы , затем переехала в Зальцбург , где пела до 1885 года.
После Австрии вернулась в Россию, где пела на различных сценах, в том числе в 1891 и в 1893 годах в Казани , в 1892 году — в Тифлисе и Батуми , после чего переехала в Санкт-Петербург.
С 1891 года стала также заниматься музыкально-педагогической деятельностью — открыла свой класс пения сначала в Казани, затем в столице Российской империи, а позже в Киеве, где с 1906 года работала в музыкально-драматической школе при министерстве внутренних дел. Точная дата её смерти не установлена.
По мнению критиков, отличалась в первую очередь сильным, звонким и ровным голосом и актёрскими способностями, имея при этом недостатки в вокальной школе и несовершенство музыкальной техники. Талант Люценко высоко ценил Г. Ларош .
Некоторые из её учеников (А. Бармич, Н. Ван-дер-Вейде, В. Златогора, В. Клопотовская, Е. Ковелькова) стали впоследствии известными певцами.
Известность имел также её сын (1870 — ?), основатель музыкального кружка, пропагандировавшего цыганскую и народную музыку. Со своим хором он успешно концертировал в столицах и в провинции.
Партии
- партия Аиды в опере « Аида » — первая исполнительница на сцене Большого театра
- партия Гальки в опере «Галька» — лучшая партия
- партия Надежды в опере « Аскольдова могила »
- партия Антониды в опере « Жизнь за царя »
- партия Людмилы в опере « Руслан и Людмила »
- партия Леоноры в опере « Трубадур »
Примечания
- Н. Б—н // — СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1906. — Т. доп. II. — С. 115.
- Дата обращения: 13 февраля 2015. 14 февраля 2015 года.
- Дата обращения: 13 февраля 2015. 14 февраля 2015 года.
Литература
- Лишин Г. А. «Бенефис г-жи Люценко», Муз. свет. 1877. № 1. С. 140
- Гозенпуд А. А. «Русский оперный театр XIX века 1873—1889», Л., 1973
- Редакция журнала. // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1880. — Т. 23 , № 578 . — С. 121 .
- Кузьмін М.І. «Забуті сторінки музичного життя Києва», Київ, 1972. С. 165—166.
- «Л. Н. Люценко, примадонна Московской оперной труппы», Всемирная иллюстрация, 1880
Ссылки
- Люценко Любовь Николаевна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008. (со списком исполненных партий) (рус.)
Источники
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-03-01
- 1