Торжество (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Торжество Вакха» — лирическая опера-балет в 1 действии, 2 картинах . Композитор Александр Даргомыжский , либретто оперы написано на текст одноименного стихотворения А. С. Пушкина о встрече бога вина и плодородия Вакха . У оперы «Торжество Вакха» античный сюжет, она совмещает в себе черты оперы , балета и кантаты . Длительность произведения около 40 минут .
Существуют сведения о том, что на литературном вечере у поэта И. И. Козлова, на который были приглашены Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, П. А. Плетнев и А. С. Пушкин, последний сказал, что хотел бы увидеть лирическую оперу, в которой бы было соединено хореографическое, балетное и декоративное искусство и предложил в качестве основы своё стихотворение «Торжество Вакха» .
Опера Даргомыжского была написана в 1848 году и появилась из кантаты, которая исполнялась ранее в 1846 году в Большом театре в Петербурге. Об этом писал в литературной газете «Северная пчела» Р. М. Зотов . В своей автобиографии Даргомыжский упоминал, что ещё в начале 1840-х годов делал наброски небольшой, но хорошо продуманной оперы «Торжество Вакха». Он не хотел заканчивать её раньше, чем будет поставлена его первая опера «Эсмеральда» .
Согласно одним источникам, в 1848 году, после успеха оперы «Эсмеральда», А. Даргомыжский представил театральной дирекции оперу «Торжество Вакха», но получил не одобрение, а отказ , и ему даже не сообщили его причину . Согласно другим источникам, опера в цензурный комитет была представлена в 1852 году . Постановка спектакля не была разрешена цензурой, было отмечено, что «сюжет соблазнительный и близкий к безнравственности» и что «эффект танцев зависит от исполнения, за которое отвечает не цензура» , подразумевая танец вакханок . Спустя много лет в 1866 году, Даргомыжский добился того, чтобы над постановкой оперы в Большом театре начали работать. Вначале постановкой занимался С. Соколов, но затем передал эту работу артисту Ф. Манохину . Во время работы над оперой возникли разногласия — постановщик требовал от певцов-солистов и хора выполнять общие с балетом мизансцены, чтобы создать единое художественное впечатление .
11 января 1867 года состоялась премьера постановки оперы-балета на сцене Большого театра в бенефис режиссера Н. Савицкого . Балетмейстер Федор Манохин, дирижер Иван Шрамек, режиссер Николай Савицкий, художники Павел Исаков, Федор Шеньян . Во время премьеры опера-балет «Торжество Вакха» демонстрировалась совместно с комической оперой Ж. Оффенбаха «Болтуны» и IV действием оперы А. Серова «Рогнеда», что немного перетянуло внимание зрителей на другие произведения. Партии в опере исполняли Меньшикова и Сетов, которые были любимы московской публикой, но большим успехом постановка не пользовалась и через какое-то время перестала демонстрироваться на сцене Большого театра . Н. Д. Кашкин писал, что оперу-балет нужно признать неудавшимся произведением, несмотря на некоторые талантливые детали . В газете «Голос» в статье под названием «Московская жизнь» отмечалось, что представление не получилось ни как опера, ни как балет, и с первого же представления кануло в Лету .
Стихотворение А. С. Пушкина «Торжество Вакха», по которому была написана опера, не включало в себя элементы драматизма, но композитор ввёл их в своё произведение в небольшом количестве. Стихотворение Пушкина носило более повествовательный характер, в котором нет столкновения образов и сюжетного развития. А. А. Даргомыжский в своём либретто выделил сольные партии для нескольких действующих лиц. В первой редакции их было трое, во второй — четверо .
В опере «Торжество Вакха» много грациозной и непринуждённой музыки .
Отрывок из оперы исполнялся 17 апреля 1867 году на русском «историческом» концерте, который проходил в Санкт-Петербурге под управлением А. Г. Рубинштейна . Арию для сопрано из оперы Даргомыжского исполнила певица Платонова . Композитор А. Н. Серов писал, что конечно нельзя по отрывку судить о всей опере, но стихи Пушкина нашли отражение в грациозных, милых и привлекательных звуках. Он отмечал, что в опере Даргомыжского есть много хорошего. Реалистическая и народническая тенденция 1860-х годов, помешала зрителям по достоинству оценить оперу-балет «Торжество Вакха» .
«Торжество Вакха» это первая камерная опера Даргомыжского . М. М. Иванов отмечал, что содержание этой оперы больше подходит для балетной программы, потому что в нем мало действия. Некоторые исследователи отмечают то, что произведение не удовлетворяет требованиям оперы-балета, поскольку в нём нет сюжета . Большое значение на восприятие оперы современниками оказало то, что опера была поставлена через много лет после её написания, в 1840-х годах античные образы на сцене были уместны, а в 1860-х годах это не выглядело актуальным .
Картина первая. На пути к храму Вакха раскинулся великолепный сад. Много людей, среди которых невольники и невольницы, стоят в ожидании торжества. Хор стоит по двум сторонам сцены. Вдали видно шествие Вакха. Идут вакханки с тирсами в руках, жрецы с тимпанами. На голове у Вакха виноградный венец, а в руках жезл с виноградом. Колесница едет при помощи двух тигров, за ней идут фавны и сатиры . В перерывах между действиями раздается пение на стихи А. С. Пушкина и танцы. Сатиры и фавны танцуют с чашами, некоторые из них преследуют нимф. После этого следует марш, который состоит из танцев .
Картина вторая. Появляются музы — девять девушек, которые одеты в фантастические костюмы. Восемь из них становятся полукругом и играют на кларнетах, а девятая изображает капельмейстера. Затем следует танец вакханок .