Interested Article - Доу, Герард

Герард Дóу , Геррит Дóу , , Геррит Да́у ( нидерл. Gerard Dou , Gerrit Douw ; 7 апреля 1613 , Лейден 9 февраля 1675 , Лейден) — голландский живописец , принадлежит к кругу « малых голландцев ». Ученик Рембрандта . Представитель лейденской художественной школы , считается создателем характерной для этой школы «тонкой манеры живописи» (Leiden fijnschilder manner). Известен небольшими по размеру «картинами в нишах» бытового и портретного жанров , а также «галантными сценами», композициями в стиле « тромплёй » ( фр. trompe-l'œil — обманчивый глаз, обманчивая видимость) и « ночными сценами » при свечах с эффектами светотени . В конце жизни художник использовал французскую форму имени: «Жерар Доу».

Биография

Герард Доу вначале учился у отца Янса Доу, изготовителя витражей . Затем учился рисованию у гравёра Бартоломеуса Долендо, а также проходил обучение в витражной мастерской Питера Кувенхорна . В феврале 1628 года, в возрасте четырнадцати лет, отец отправил его учиться живописи в качестве (первого) ученика Рембрандта , у которого вместе с Яном Ливенсом в то время была мастерская в Лейдене. У Рембрандта Доу проучился три года .

От Рембрандта Герард перенял навыки использования тонких эффектов светотени , что нашло отражение в нескольких его ранних картинах, в частности, в автопортрете в возрасте двадцати двух лет. Он часто изображал предметы при свете фонарей или свечей, эффекты которых он воспроизводил с беспрецедентной точностью и мастерством. Он часто рисовал с помощью вогнутой линзы в сочетании с выпуклым зеркалом (первое обостряло восприятие, второе обеспечивало правильное изображение). Впоследствии влияние искусства Рембрандта на творчество Доу значительно ослабло .

Герард Доу был приглашён ко двору короля Карла II в Англию, однако он отказался покидать родной город, однако позднее работал для заказчиков в Швеции . В 1648 году Доу был принят мастером в лейденскую Гильдию Святого Луки , организовал собственную художественную школу.

Герард Доу скончался в родном Лейдене 9 февраля 1675 года .

Творчество

Доу был модным портретистом своего времени и «мастером миниатюрной развлекательной живописи „галантных сцен“ — своеобразного „голландского рококо“, а также натюрмортов с множеством тщательно выписанных деталей» . Художник был связан с Лейденской академией рисунка и так называемой лейденской школой, или «манерой, тонкой живописи» (Leiden fijnschilder manner). Художники «тонкой манеры», родоначальником которой считают Герарда Доу, возрождали технику старых нидерландских мастеров эпохи братьев ван Эйк : их маленькие картины, написанные на деревянных досках или медных пластинах, отличаются исключительной передачей мельчайших деталей, иллюзорностью изображения, сияющими красками и «гладкой, сияющей поверхностью». Сложная техника миниатюрной живописи Доу потребовала от него даже изготовить специальные кисти. Однако одним из последствий большого внимания художника к деталям было то, что его работа в качестве портретиста усложнилась: у его моделей просто не было времени долго позировать. В 2014 году вышла публикация, основанная на техническом анализе этих картин .

Картины Доу даже при его жизни ценили очень высоко. Его покровитель, Питер Шпиринг, который с середины 1630-х годов был послом Швеции в Гааге, платил ему 500 гульденов ежегодно просто за право преимущественной покупки его последних произведений. Доу создал более двухсот, в основном небольших работ, которые хранятся в музеях по всему миру. Между 1708 и 1711 годами он продал некоторые произведения, в том числе редкие «ноктюрны», Августу II Сильному , королю Польскому (1670—1733). Тринадцать его работ включены в частную « Лейденскую коллекцию » в Нью-Йорке. Королеве Швеции Кристине принадлежало одиннадцать картин Доу, а Козимо III Медичи посетил его дом, где он приобрёл по крайней мере одну из работ, которые сейчас находятся в галерее Уффици во Флоренции .

В Лейдене Герард Доу воспитал многих талантливых художников, но особо выделял, называя «принцем среди своих учеников», Франса ван Мириса Старшего , который стал основателем целой династии знаменитых лейденских живописцев. Выдающимися мастерами, работавшими в манере «тонкой живописи», были Габриель Метсю , Адриан ван дер Верф , Питер Корнелиус Слингеланд , Якоб Торенвлит . Доу также обучал Бартоломеуса Матона, Карела де Мура, Маттейса Найве, Абрахама де Папе, Годфрида Шалькена, Доменикуса ван Тола, Гейсберта Андриеса Вербрюгге и Питера Херманса Верелста .

За период с 2006 по 2014 год на аукционах Сотбис было продано 14 работ Герарда Доу, некоторые из них стали частью Лейденской коллекции в Нью-Йорке .

Искусство Герарда Доу было популярно в России. Об этом свидетельствует коллекция императорского Эрмитажа , в которой собрано одиннадцать картин художника.

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. — 2009.
  3. Gerrit Dou // (англ.)
  4. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. — Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 130
  5. , с. 324.
  6. , с. 347
  7. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  8. (фр.) . Larousse. Дата обращения: 12 февраля 2017. 13 февраля 2017 года.
  9. Baer R. The Life and Art of Gerrit Dou // Wheelock, Arthur K. (ed.). Gerrit Dou 1613—1675: Master Painter in the Age of Rembrandt, 2000. — Р. 28
  10. (англ.) . Britannica. Дата обращения: 12 февраля 2017. 8 марта 2016 года.
  11. Biografische gegevens bij het RKD-Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis
  12. Dominique Surh, Ilona van Tuinen, John Twilley. Insights from Technical Analysis on a Group of Paintings by Gerrit Dou in the Leiden Collection. JHNA 6:1 (Winter 2014)
  13. Chisholm H. Douw, Gerhard // Encyclopædia Britannica. — Vol. 8 (11th ed.). Cambridge University Press, 1911. — Р. 451
  14. Leidse fijnschilders: van Gerrit Dou tot Frans van Mieris de Jonge 1630—1760. —Leiden: Stedelijk Museum de Lakenhal, 1988
  15. Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции. Каталог выставки. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва. — Авторы текстов: Т. С. Каплан, Л. Ягер-Красселт, В. А. Садков и др.; авт. кат. описаний и аннотаций: Л. Ягер-Красселт, А. Дж. Маккарти; ред. П. Э. Любимова. — М.: ABCdesign, 2018
  16. . Дата обращения: 8 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  17. . theleidencollection.com . Дата обращения: 2 июня 2018. 8 августа 2020 года.

Литература

  • Власов В. Г. Доу, Дау Герард, Геррит // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 324. — 543 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X . — OCLC .
  • / Т. П. Каптерева // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 347. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
  • Baer R. : Master Painter in the Age of Rembrandt : [ англ. ] : [National Gallery of Art, Washington, D. C., Apr. 16 — Aug. 6, 2000; Dulwich Picture Gallery, London, Sept. 6 — Nov. 19, 2000; Royal Cabinet of Paintings Mauritshuis, The Hague, Dec. 9, 2000 — Feb. 25, 2001 / Ronni Baer with contributions by Arthur K. Wheelock, Jr., and Annetje Boersma; edited by Arthur K. Wheelock, Jr.. — Washington : National Gallery of Art ; New Haven, CO, and London : Yale University Press, 2000. — 159 p. : ill. (some col.). — ISBN 0-300-08369-6 . — ISBN 0-89468-248-2 . — LCCN . — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Доу, Герард