Сражение при Оккьобелло
- 1 year ago
- 0
- 0
Сражение при Порто-Белло ( англ. Battle of Porto Bello ) — первое сражение войны за ухо Дженкинса , в ходе которого 20 ноября 1739 года британский адмирал Вернон обстрелял и захватил испанский город Порто-Белло в Панаме. Вернон разрушил Порто-Белло и через три недели покинул город. Захват Порто-Белло стал сенсацией в Англии и Америках, и в его честь было названо множество мест в Англии и Тринадцати колониях .
В 1739 году, когда началась война с Испанией, адмирал Эдвард Вернон получил приказ (16 июля 1739 года) отбыть в Вест-Индию, принять командование всеми вооружёнными силами в регионе и предпринять против Испании те меры, которые он сочтёт нужными. Он должен был топить испанские корабли и собирать информацию от отплытии галеонов с золотом из Картахены и Порто-Белло, а если испанцы надумают атаковать Южную Каролину или Джорджию из Гаваны, то он должен был перехватить этот флот. Два-три фрегата он должен был оставить для охраны Ямайки. Вопреки распространённому мнению, в приказах не было ничего сказано о захвате Порто-Белло, и говорилось только о том, что он может атаковать испанский флот в гавани этого города, если сочтёт такое нападение безопасным .
28 сентября Вернон прибыл на Антигуа , откуда отправился в Сент-Китс и там отправил капитана Уотерхауза с тремя кораблями, чтобы потревожить испанские торговые пути и потом присоединиться к Вернону в Порт-Рояле. 12 октября 1739 года Вернон прибыл в Порт-Ройал . Он собирался атаковать испанские галеоны в Гаване, но выяснил, что они туда ещё не прибыли. Он рассчитывал встретить в Порт-Ройале комоддора Брауна с его флотом, но Браун отсутствовал, крейсируя около Гаваны. Из Порт-Ройала Вернон написал в Лондон о своих планах. Он сказал, что если предполагается захватить часть испанских владений, то наиболее чувствительной для Испании потерей была бы утрата Кубы. Однако, это была бы слишком долгая и дорогостоящая операция. Он писал, что все прошлые экспедиции были неудачны потому, что уходило много времени на концентрацию сил, а за это время начинались людские потери из-за болезней. Он собирался вести короткие кампании, начав сразу же, в первые шесть недель пребывания в Вест-Индии. Наиболее очевидными целыми были Картахена и Порто-Белло. Губернатор предлагал атаковать Картахену, но у Вернона было недостаточно сил для этого. Нападение же на Порто-Белло казалось ему вполне осуществимым .
28 октября на Ямайку вернулся комоддор Браун, поэтому 5 ноября Вернон отплыл к Порто-Белло с эскадрой в шесть линейных кораблей :
Известия о начале войны и активизации английского флота пришли в Порто-белло 8 ноября. Губернатор города запросил у начальства в Панаме помощи в привидении города в обороноспособное состояние. Губернатор Панамы дал согласие, но никаких реальных шагов по укреплению города предпринято не было .
Город Порто-Белло (Пуэрте-Белло) находился в глубине длинной узкой бухты, ширина которой составляла около полумили. Через гавань Порто-Белло ввозились товары в Панаму и вывозилось золото в Испанию. Берега бухты были довольно круты, а на северном берегу был построен Железный Замок. На южном берегу в глубине бухты стояли укрепления Глория и Сан-Джеронимо. Уже через день после отплытия с Ямайки Вернон составил план нападения: эскадра должна была пройти в кабельтове от Железного замка, дав залп во время прохождения, после чего HMS Hampton Court и HMS Worcester должны были встать на якорь у форта Глория и начать бомбардировку, HMS Norwich должен был встать на якорь у форта Сен-Джеронимо и начать обстрел этого укрепления, а HMS Strafford и HMS Princess Louisa должны были приступить к обстрелу Железного замка .
20 ноября эскадра Вернона подошла к Порто-Белло и встала на якорь в двух или трёх лигах от города, а на следующий день в 05:00 Вернон собрал капитанов у себя на борту и отдал им последние распоряжения. Через час эскадра построилась в боевую линию и начала приближаться к укреплениям. Ветер дул северный и северо-северо-западный, но в 14:00, когда HMS Hampton Court вошёл в бухту, ветер сменился на восточный, и атаковать форт Глория стало невозможно. Тогда комоддор Браун по личной инициативе остановил корабль в полукабельтове от Железного замка и открыл огонь по укреплениям. Обстрел длился примерно полчаса, и всё это время остальные корабли не могли подойти к форту, но за полчаса орудия Брауна полностью разрушили испанские укрепления. Вскоре подошли HMS Worcester и HMS Norwich , и присоединились к обстрелу. Вернон заметил, что оборона форта почти сломлена и велел высадить десант. Через полчаса матросы захватили нижние и верхние укрепления, обнаружив там всего 35 человек, оставшихся в живых. Форт был взят, но остальные задачи до темноты выполнить не удалось, поэтому Вернон отвёл флот немного в сторону, чтобы не попасть под огонь фортов, и встал на ночёвку .
22 ноября в 05:00 Вернон снова собрал капитанов на совещание, раздал им указания, и в 06:00 корабли начали выдвигаться для атаки оставшихся укреплений. Вскоре показалась лодка с парламентёром: губернатор Порто-Белло согласился капитулировать на определённых условиях. Но его условия не включали капитуляцию кораблей в гавани, поэтому Вернон отклонил их и дал губернатору время до 15:00 на принятие его собственных условий. В полдень губернатор согласился на его условия. Вернон высадил пехоту и занял оба замка. Он сразу же приказал разрушить все укрепления, чтобы оставить Порто-Белло полностью беззащитной бухтой .
Вернон оставался в Порто-Белло три недели. Он подумывал о том, чтобы повторить набег Моргана на Панаму 1671 года. Сообщалось, что в панаме стоит груз золота из Лимы, но для этого предстояло пройти по суше 40 миль, и при этом тащить на руках пушки, потому что тяглового транспорта у Вернона не было. Вернон решил не рисковать, а вернуться на Ямайку, пополнить припасы кораблей и ждать донесений от разведывательных судов. Он вернулся в Порт-Рйоял, где обнаружил, что необходимые припасы отсутствуют. По этой причине только 25 февраля он смог снова выйти в море .