Китайская народная религия
- 1 year ago
- 0
- 0
Кита́йская литерату́ра — литература на китайском языке . Одна из древнейших литератур в мире .
В отличие от западноевропейской литературы Нового Времени , художественные тексты в Китае до XIX века занимали второстепенное место относительно литературы историографической и этико-философской направленности, как прямое следствие господства конфуцианской идеологии.
Бросается в глаза отсутствие древнейшего пласта эпического устного творчества и разрозненность мифологических представлений. Предполагается, что в их искоренении также участвовала конфуцианская идеология; следы их существования обнаруживаются в фольклоре китайских национальных меньшинств.
Отличительной чертой иерархии китайских литературных жанров является низкое положение драмы и её сравнительно позднее возникновение. Малоразвитыми относительно европейской традиции оказались мемуарный и эпистолярный жанры, однако их место занял т. н. жанр «записок» бицзи , близкий к эссе .
Помимо эпиграфических источников , классическая литература упоминает ряд памятников, о происхождении которых почти ничего не известно: см. Сань фэнь, У дянь 三墳五典.
Восьмой год от основания династии Цинь является важным рубежом в истории древнекитайской литературы: это дата знаменитого указа Цинь Шихуанди , запрещающего оборот книг по территории государства.
Среди известных на тот момент литературных памятников значатся:
период Западного Чжоу
период Вёсен и Осеней и Сражающихся Царств
После падения династии Цинь конфуцианство начинает приобретать статус государственной идеологии, формируется конфуцианский канон. Поворотной датой считается 26 г. до н. э., когда император Чэн (Зап. Хань) отдал приказ о сборе всех письменных памятников государства. Работа по упорядочиванию и каталогизации была выполнена Лю Сяном , Лю Синем и Ян Сюном .
Ныне принятые названия произведений этого периода, а также их отдельных глав, вероятней всего являются продуктом редакторской деятельности, а не авторской. Для авторов доимперского периода литературной данностью было только разделение наиболее широко цитируемых источников на ши (оды, стихи, песни) и шу (книги, документы).
Согласно Лю Се (5-6 вв.), «единственная (?) функция литературы — это быть ответвлением канона» (唯文章之用,實經典枝條 — 文心雕龍)…
Четырьмя величайшими произведениями XIV—XVIII веков считаются романы « Речные заводи », « Троецарствие », « Путешествие на Запад » и « Сон в красном тереме ».
Последним из «учёных литераторов» считается писатель Ли Жучжэнь , более всего известный романом « Цветы в зеркале » (1828 год).
Новые веяния в китайскую литературу принесло реформаторское движение конца XIX века. Наиболее известны «обличительные» романы «Путешествие Лао Цаня» (1906) Лю Э (1857—1909), «Наше чиновничество» и «Краткая история цивилизации» Ли Баоцзя (1867—1906), «Нелепости, виденные за 20 лет» en (1866—1910), «Цветы в море зла» Цзэн Пу (1871—1934). Пользовались популярностью рассказы и эссе Лу Синя (1881—1936), который считается основоположником современной китайской литературы. Известными писателями первой половины XX века были Лао Шэ , Ба Цзинь , Шэнь Цунвэнь . Развивалась литература на разговорном языке « байхуа »
После прихода к власти коммунистов в конце 1940-х годов проявления индивидуального литературного стиля постепенно исчезали, литература идеологизировалась. Начиная с романа Дин Лин «Солнце над рекой Санкань», главной темой стало движение за земельную реформу.
Писатели КНР изображали идеализированный тип «социалистического человека», как, например, в романе «Строители» (1960). В период « Культурной революции » официальным признанием пользовались произведения писателя крестьянского происхождения о борьбе между положительными героями и «подрывными элементами».
В период «Культурной революции» (с 1966 года по 1976 год) деятельность литературных организаций была практически остановлена , почти все профессиональные писатели подверглись репрессиям. Единственной разрешённой формой искусства являлись « революционные образцовые спектакли », которые пропагандировали идеи Мао Цзэдуна .
Возрождение литературного процесса в конце 1970-х — начале 1980-х годов началось с « » (шанхэнь вэньсюэ) о событиях «Культурной революции», как она стала называться по одноименному рассказу писателя . Она пользовалась небывалой популярностью. Китайские писатели вскоре перешли к литературе «раскрепощения сознания» (сысян цзефан) .
После открытия Китая внешнему миру в середине 1980-х годов появилась «авангардная проза» Юй Хуа , Су Туна и . Первым китайским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе в 2000 году стал Гао Синцзянь , который в 1988 году эмигрировал во Францию .
Множество призов получил роман Чэнь Чжунши о сельской жизни «Равнина белого оленя» (1993). В 2012 году Нобелевскую премию по литературе получил писатель Мо Янь , автор семейных саг. Ван Шо описывают как создателя «хулиганской литературы» (и даже «литературы подонков»). Шэн Кэи опубликовала роман о рабочих-мигрантах «Сестрички с Севера» (2004) и политическую антиутопию «Фуга смерти» (2013) .
В конце XX века в КНР произошло разделение на «чистую литературу» (чунь вэньсюэ) и «популярную литературу» (тунсу вэньсюэ). В Китае в среднем издается несколько сот романов в год.
В «чистой литературе» в 1990-е годы значительное место заняли произведения с явным влиянием европейского модернизма. Своим лидером некоторые модернисты считали Ван Мэна . Господствующим направлением оставалось реалистическое, но социальная критика в нём проявлялась всё слабее. В середине 1980-х годов появилось направление «литература поиска корней» (сюнь гэнь вэньсюэ), которое склонно осуждать недостатки национального характера китайцев. Неореализм (синь се ши) сосредоточен на «примитивном бытии», для него характерна избыточная подробность описаний.
В популярной литературе (традиционный приключенческий «рыцарский» роман для подростков, истории «красавиц» для девочек и сентиментальная женская литература о счастливом замужестве), которая издаётся многомиллионными тиражами, господствующее положение занимают писатели Тайваня и Гонконга . Ни один из современных китайских авторов не может сравниться по совокупному тиражу романов с Цзинь Юном , гонконгским писателем, который прославился романами в жанре уся — приключения с упором на боевые искусства.
За пределами КНР печатались китайские писатели-эмигранты, а также писатели Гонконга , Макао и Тайваня . Среди их наиболее известных произведений — роман Чжан Айлин «Песня рисовых побегов» (1955), роман en «Казнь мэра Инь» и роман «Самая холодная зима в Пекине» (оба 1978).
На Тайване в начале 1960-х годов произошел подъём в творчестве молодых «модернистов», усвоивших опыт современной западной литературы ( en , Бай Сяньюн ).
Образование канонов относится к эпохе Хань . Изучение более ранних текстов требовало интерпретации и редактуры. Исследователи обращали внимание на стилистическую неоднородность сохранившихся документов и выделяли в них наиболее заметные категории:
Даосы и буддисты составили свои каноны:
Традиция стихосложения в Китае восходит к Шицзину , сборнику народной и литургической поэзии. Поэтическое творчество было тесно связано с музыкальной традицией (см. юэфу ).
Одним из первых сборников поэзии, следующих за Шицзином по значимости, стал Вэньсюань кит. 文選 . Создание поэтического текста было обязательным элементом в классическом образовании, догматизированным благодаря экзаменационной системе в позднюю имперскую эпоху. Зачастую поэтами были крупнейшие государственные деятели, такие как Цао Цао и Ван Аньши .
«Записки о необычном» ( кит. 志怪) — специфический средневековый жанр, широко распространившийся со времён династии Хань. Для периода, предшествовавшего основанию Тан (618 г.), сохранилось 64 полных или фрагментарных текста, содержащих более 4 000 соответствующих сюжетов .
Традиционно считающееся в конфуцианской среде недопустимо низким, театральное действо было широко распространено в Китае как развлечение. Китай подарил миру, при посредстве монгольских войск, театр теней (по сей день редко рассматривающийся как важная часть литературы, несмотря на распространённость), а в собственно Китае при монгольской династии Юань расцвели цзацзюй, или «смешанные представления», также называемые юаньской драмой. В условиях упадка конфуцианской системы в этот период драма стала основным его литературным наследием, и с тех пор драма прочно вошла в состав китайского литературного наследия.
В китайский литературный канон также вошёл ряд «южных» пьес, средневекового драматического наследия южных регионов Китая.
Современные театральные школы пекинская опера, шанхайская опера и т. д. являются прямыми наследниками юаньской драмы, которая также оказала значительное влияние на мировой кинематограф: в фильмах о боевых искусствах эти искусства демонстрировались прежде всего актёрами, воспитанными в школах т. н. «опер».
Предположительным образцом «первого китайского рассказа» (Herrlee G. Creel, 1905—1994) называл книгу «Цзинь тэн» из «Шаншу» .
дин. Тан, Мин: городской жанр категории малых ( сяошо )
— преимущественно позднеимперский жанр, представляющий собой компиляции цитат из утерянных произведений древности.
« Ханьшу » (111 н. э.), трактат 藝文志 — наиболее ранняя сохранившаяся библиография Китая. Опирается на трактат « » (также написан в дин. Хань), который ныне утерян. И вэнь чжи содержит шесть типов книг (конфуцианские классики 六藝, философы 諸子, поэзия 詩賦, военные трактаты 兵書, вычисления 數術, оккультизм 方技), которые распределяются по 38 категориям и отсылают к названиям 13 269 сочинений 596 авторов, многие из которых известны только благодаря этому упоминанию. Ценность И вэнь чжи тем более велика, что следующие непосредственно за «Ханьшу» династийные истории не содержат подобных материалов, а библиографические каталоги из « Вэйшу » (VI в.) и « Цзиньшу » (VII в.) не сохранились.
« Книга Суй » (636), в трактате «Цзин цзи чжи» 經籍志 (из 4 частей) вводит новую систему классификации, которая ограничивается только 4 типами: классики 經, истории 史, философы 子, и собрания 集 [буддийского и даосского толка].
Современная библиография лучше всего может быть проиллюстрирована изданным в конце XIX в. обозрением Сы-ку-цюань-шу-цзун-му (каталог всех книг, в четырёх отделах, императорской библиотеки). В этом обозрении, по примеру предыдущих, вся китайская литература разделена на четыре главных отдела: классическая литература (цзин), история (ши), философия (цзы) и изящная литература (цзи).
К первому отделу (цзин), то есть к книгам классическим или основным (цзин — «основа» ткани), кроме 13 общепринятых классических книг причисляются ещё и некоторые словари-Лексиконы ( иероглифические словари ).
Ко второму отделу китайской литературы — историческим сочинениям (ши) и сочинения по «исторической критике» (ши пин), кроме сочинений собственно исторических, причисляются ещё сочинения по законодательству, географии и даже каталоги библиотек и обозрения литературы. В качестве примеров древнейших исторических сочинений можно привести 24 книги Династийных историй ведущие своё развитие от « Исторических записок » (史記,Ши цзи), которые составил Сыма Цянь (司馬遷) около 91 г. до н. э.. Прототипом «историй» послужила составленная Конфуцием летопись удела Лу, под названием Чуньцю (4-я из 13 классических книг ), не дошедшая до нас в исходном виде, а только в виде трех комментариев. К жанру летописей относятся также так называемые «Три энциклопедии» (Саньтун): Тундянь — «энциклопедия законоположений или правительственная», составленная танским учёным , Тунчжи — «энциклопедия обозрений или историческая», составленная сунским Чжэном Цяо в эпоху Сун (1161 г.), и « » — «энциклопедия документальная или литературная», составленная, при Юаньской династии, Ма Дуаньлинем .
К третьему отделу китайской литературы — сочинениям по философии — относятся сочинения по философии, религиям, наукам, искусствам и т. д.
Сочинения этого отдела делятся на 14 разрядов: 1) сочинения по конфуцианству (儒學, 儒学, жу-цзя), 2) по военному искусству, 3) по законам, 4) по земледелию, 5) по медицине, 6) по астрономии и математике, 7) касательно гаданий и волшебства, 8) по искусствам, 9) практические руководства, 10) смешанные сочинения, 11) сборники, 12) эмпирические сочинения, 13) по даосизму (道教, дао цзя, дао цзяо) 14) по буддизму (佛教).
В качестве примеров литературы данного раздела можно привести сочинения философов неопределенного характера, которых нельзя отнести ни к одной школе. Таковы Мо-цзы или Мо Ди (V—IV в. до н. э.), Ян-цзы или Ян Чжу (IV в.), Сюнь-цзы или Сюнь Куан (III в.), Шэнь-цзы или Шэнь Дао и др.
Четвёртый отдел китайской литературы — изящная словесность. Сюда относятся произведения, написанные особым изящным слогом. Причем кроме поэзии и художественной литературы в данном разделе встречаются предисловия к книгам, указы, доклады, сочинения, написанные на докторских экзаменах, сочиненные по буддизму и даже по мусульманству. Объясняется это тем, что письменный китайский язык неизмеримо богаче разговорного, и только в письменном языке может быть достигнуто соответствующее изящество.
Этот род литературы ведет свое начало от « классической » Ши цзин (诗经). В данный раздел, безусловно, относятся сочинения Цюй Юаня (屈原), первого поэта существование которого закреплено в письменной традиции. Первой значительной хрестоматией, в которой собраны образцы произведений такого рода, считается Вэньсюань (文選).
Китайская историография выработала специальный термин для обозначения событий, повлекших крупные потери в литературной традиции: . (545-610), историограф династии Суй, классифицировал первые пять катастроф подобного рода:
Помимо них, историки также указывают на катастрофическое уничтожение книг при захвате столицы Цинь ( Сяньян ) Сян Юем в 206, когда пожар в имперской библиотеке, согласно описаниям, не прекращался несколько месяцев.
См. также: