Бретшнайдер, Карл Готлиб
- 1 year ago
- 0
- 0
Карл Готлиб Райсигер ( нем. Carl Gottlieb Reissiger ; 31 января 1798 , Бельциг ― 7 ноября 1859 , Дрезден ) ― немецкий композитор и дирижёр .
Старший сын в семье органиста и хормейстера , первые уроки игры на фортепиано и скрипке получил от отца. Уже в возрасте десяти лет Райсигер выступал как пианист и сопровождал хоровое пение игрой на органе. С 1811 по 1818 г. учился в лейпцигской школе Святого Фомы по классам фортепиано и композиции у Иоганна Готфрида Шихта , а также совершенствовался как скрипач, альтист и занимался пением. В это же время Райсигер, заинтересовавшись теологией , начинает посещать лекции в Лейпцигском университете , но по совету Шихта в дальнейшем отказывается от этого. В 1821 году Райсигер покидает Лейпциг и отправляется в Вену , где в течение одного года берёт уроки музыки у Сальери , а в 1822 г. уезжает в Мюнхен , чтобы совершенствоваться в композиции под руководством Петера фон Винтера .
Попытки Райсигера получить работу оказались тщетными, однако в 1824 г. в Дрездене под управлением Вебера была поставлена его первая опера ― «Покинутая Дидона». Спектакль имел некоторый успех, и прусский король выделил молодому композитору сумму в 500 талеров, чтобы тот мог завершить своё музыкальное образование в Италии . В течение года Райсигер изучал в Риме старинную музыку под руководством Джузеппе Баини , крупнейшего в то время специалиста по музыке Палестрины , а в 1825 г. вернулся в Берлин , где начал преподавать дирижирование . В 1826 г., после смерти Вебера, Райсигер занял его место дирижёра Придворной оперы в Дрездене. Прославившись как дирижёр немецких опер, уже в 1828 г. Райсигер получил пост капельмейстера , который затем занимал до конца жизни. Под руководством Райсигера в 1841 г. с успехом состоялась премьера оперы Вагнера « Риенци », а вскоре и сам Вагнер был принят в театр на должность второго капельмейстера. В 1849 г. Вагнер и Райсигер поссорились: последний отказался написать оперу на либретто, предложенное Вагнером, и тот в гневе вскоре покинул Дрезден. В дальнейшем он неоднократно отзывался о Райсигере в крайне враждебном духе, называя филистером и противником своих новаторских идей . Тем не менее Райсигер вынашивал планы поставить в 1852 году оперу Вагнера « Тангейзер », однако они не осуществились.
В 1851 году Райсигер был назначен главным капельмейстером театра. К этому времени он уже был известен в Европе как первоклассный дирижёр, а Дрезденская опера под его руководством славилась как одна из лучших оперных трупп Германии. Райсигера часто приглашали руководить музыкальными фестивалями, он охотно давал мастер-классы и преподавал теорию, среди его учеников были Клара Шуман , Густав Меркель , Иоахим Рафф . В 1856 году Райсигер был также привлечён к общему музыкальному руководству впервые созданной в Дрездене консерватории .
Наследие Райсигера-композитора обширно: ему принадлежат более двухсот сочинений, в том числе восемь опер, симфония, оратории и мессы, песни, произведения для фортепиано и камерных ансамблей. Особое место в его творчестве занимают сочинения для кларнета , посвящённые дрезденскому музыканту .