Interested Article - Автопортрет (картина Малевича)

«Автопортрет» (или «Художник» ) — картина художника Казимира Малевича , написанная им в 1933 году . Находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге .

Композиция

Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 73 × 66 см . В правом нижнем углу картины видна монограмма в виде маленького чёрного квадрата , которым Малевич в виде «личной печати» неоднократно подписывал свои поздние работы . На оборотной стороне надпись — К. Маlewicz .

Малевич изобразил себя в одеянии венецианского дожа , которое в его обобщённом восприятии сочетает в себе геометричную структуру и характерное чередование белого, чёрного, красного и зелёного цветов. Фигура художника, помещённая без лишних образов на нейтральный супрематический фон, является средоточием полотна. Малевич изображён погрудно с головой в трёхчетвертном развороте с сохранением портретного сходства. Он одет в красный берет, красную с белым рубашку, камзол с чёрным верхом и рукавами в красную полоску. Как «Председатель Мирового Пространства» художник поднял правую руку в характерном патетическом жесте, будто удерживая на ладони бесплотный геометрический объём, в котором видится невидимый « Чёрный квадрат » — этим он будто посылает завет потомкам, давая ключ к пониманию супрематизма , представляющего лишённый предметов мир как подлинную реальность. Таким образом, Малевич предстаёт перед зрителями своего последнего автопортрета творцом, обладателем высшего знания и высшей воли, демиургом, диктующим миру свой закон, художником, непокорным историческим силам времени, выпавшего на его земную долю .

Некоторыми критиками работа сравнивается с автопортретом Альбрехта Дюрера , ввиду чего кажется, что Малевич, воспроизведший на полотне эффект фресковой живописи , ставит себя в один ряд с мастерами Возрождения . Другие видят в запечатлённом жесте художника с оттопыренным большим пальцем, создающим прямой угол с ладонью, отсылку к иконографии Богородицы по типу « Одигитрия » (в переводе с греческого — указующая путь); как она своим перстом указывает на маленького Иисуса , так и Малевич видит себя указателем нового пути в искусстве, а свой «Чёрный квадрат» полагает божественным младенцем .

История и судьба

Находясь под давлением соцреализма , в последние годы жизни Казимир Малевич был вынужден отказаться от авангардных техник, перейдя к неоклассицизму и романтизму , примером чего также может служить и другой автопортрет 1934 года (холст, масло, 55 × 45 см , Московский музей современного искусства ), заметно отличающийся от автопортрета 1910 года (акварель, гуашь, бумага, 26,8 × 27 см , Государственная Третьяковская галерея ), относящегося к началу творческих поисков художника . Данный автопортрет под авторским названием «Художник» был написан Малевичем в 1933 году . В 1934 году, или в 1935 году, работа была самолично передана им (по другим данным — членами его семьи) в дар Государственному Русскому музею в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербурге ) . Там автопортрет и находится в настоящее время под инвентарным номером ЖБ-1516, выставляясь в 76-м зале корпуса Бенуа .

Примечания

  1. , с. 344.
  2. . Государственный Русский музей . Дата обращения: 12 февраля 2020. 26 августа 2019 года.
  3. , с. 57.
  4. , с. 239.
  5. , с. 94.
  6. , с. 309.
  7. . (23 июня 2019). Дата обращения: 12 февраля 2020. 13 февраля 2020 года.
  8. Евгения Сидельникова. . . Дата обращения: 12 февраля 2020. 13 февраля 2020 года.
  9. , с. 85—89.
  10. . kazimirmalevich.ru. Дата обращения: 12 февраля 2020. 5 февраля 2020 года.
  11. , с. 89.
  12. , с. 171—172.
  13. Анна Арутюнян. . Московский музей современного искусства . Дата обращения: 12 февраля 2020. 22 февраля 2020 года.
  14. . . Дата обращения: 12 февраля 2020. 13 февраля 2020 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Автопортрет (картина Малевича)