Interested Article - И помнит мир спасённый

«И помнит мир спасённый…» — монументальное полотно белорусского художника Мая Данцига . В центре аллегорического произведения, созданного к 40-летию победы в Великой Отечественной войне и прославляющего подвиг советских солдат, оказывается образ « Сикстинской Мадонны » Рафаэля , символизирующей спасённый мир. Выходом за рамки реалистичности художник добивается ещё большей масштабности и полноты изображения .

Сикстинская Мадонна

Рафаэль Санти . Сикстинская мадонна . Дрезденская галерея .

Создание картины «И помнит мир спасённый…» вдохновил известный исторический факт спасения шедевров Дрезденской галереи во время Второй Мировой войны . Здание галереи было разрушено во время бомбардировки Дрездена , однако картины заблаговременно были спрятаны в специально оборудованных укрытиях. Среди них — Сикстинская Мадонна Рафаэля.

9 мая 1945 года большинство картин было найдено солдатами Советской армии под командованием Леонида Рабиновича . Спасением доставленных в Москву шедевров Дрезденской галереи, часть которых была повреждена в подтопленном тайнике, занимались специалисты Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина под руководством П. Д. Корина . В 1955 году перед возвращением коллекции в Дрезден картина была показана советским зрителям и вызвала большой интерес . Начиная с очерка В. С. Гроссмана , посвящённого впечатлению от выставки, картина прочно ассоциируется в советской культуре с событиями и образами войны:

И я понял — не с книгой, не с музыкой сближало меня зрелище молодой матери с ребёнком на руках. Треблинка … Это она шла своими легкими босыми ножками по колеблющейся треблинской земле от места разгрузки эшелона к газовой камере. Я узнал её по выражению лица и глаз .

Этот же образ в картине «Мадонна Биркенау» М. А. Савицкого , как и композиция его картины «Партизанская мадонна Минская», повторяющая «Сикстинскую Мадонну» , иллюстрируют её влияние на советскую живопись.

Описание картины «И помнит мир спасённый…»

Размеры картины «И помнит мир спасённый…»: 350 (высота) на 700 (ширина) сантиметров. Техника — масляная живопись на холсте . Работа над картиной заняла у Данцига более 10 лет. Она создавалась к сорокалетию победы над Германией в Великой Отечественной войне .

Центральная часть композиции изображает момент «освобождения» Сикстинской Мадонны Рафаэля из хранилища, что является метафорой освобождения Европы от фашизма. Сикстинская Мадонна служит аллегорией всей мировой культуры и цивилизации. Согласно видению художника:

Именно эта фигура Мадонны с младенцем — смысловой центр моей работы. Она — смысл того, что советские воины освободили мир, спасли саму жизнь и культуру человечества от фашизма. Среди изображённых на картине и солдаты, празднующие победу, и жертвы последних боёв, и отец-солдат с убитым сыном , и пленные немцы .

Май Данциг

Динамика картины во многом обеспечивается типичным для Данцига насыщенным красным цветом («Так уж повелось, что красный — это и цвет первомайских демонстраций, и символ техники Мая Данцига» ), но это не цвет знамени коммунизма. Кольцевая композиция центрируется на шедевре Рафаэля, а люди, обычно служащие центральным объектом в искусстве соцреализма, наоборот, становятся фоном . Почтальон, вручающий весть о победе на фоне разрушенных городов, женщины, оплакивающие погибших, и раненые и изможденные солдаты символизируют ту высокую цену, которую пришлось заплатить за победу .

Оценка искусствоведа

Галия Фатыхова, искусствовед и автор текста каталога живописи Мая Данцига, писала :

…Монументальную картину «И помнит мир спасенный…» (1985—1995) можно с полным основанием назвать философской симфонией в живописи. Примеров столь сложных многофигурных композиций в современном изобразительном искусстве чрезвычайно мало, как мало столь же сильно воздействующих на зрителя сюжетно-тематических полифонических полотен.

Г. А. Фатыхова

Выставки

Картина фигурирует в каталоге выставки 1988 года в Москве .

В 2015 году картина «И помнит мир спасённый…» была выставлена в галерее Саатчи в Лондоне .

Фрагмент картины экспонируется в Центральной детской библиотеке имени Зои Космодемьянской города Армавира .

Комментарии

  1. Датировка картины 1985 годом основывается на утверждении собственника картины, фонда Art Russe , а также подтверждается каталогом выставки 1988 года . В изданном при жизни художника каталоге датируется 1985—1995 годами .
  2. Точнее стоит говорить о последующей интерпретации этого факта как «спасения». По воспоминаниям А. Д. Чегодаева, хранителя трофейного фонда ГМИИ им. А. С. Пушкина , куда поступили картины: «Ни о каком „спасении“ Дрезденской галереи тогда и речи не было, она считалась трофеем» .

Примечания

  1. .
  2. . The Tretyakov Gallery Magazine (15 мая 2013). Дата обращения: 10 сентября 2018. 2 сентября 2018 года.
  3. . Art Russe . Дата обращения: 10 сентября 2018. 8 сентября 2018 года.
  4. .
  5. , с. 46.
  6. , с. 6.
  7. , с. 5.
  8. , с. 8.
  9. Молокова, Вероника. . Минск — Новости (29 июля 2016). Дата обращения: 10 сентября 2018. 8 сентября 2018 года.
  10. . Национальный художественный музей республики Беларусь . Дата обращения: 10 сентября 2018. Архивировано из 3 января 2019 года.
  11. Мельник, Кирилл Владимирович . Михаила Савицкого // Беларуская думка : журнал. — 2010. — № 11 . — С. 172 . 9 сентября 2018 года.
  12. Корниенко, Анастасия, Орлова, Людмила, Шкарубо, Александр. . Телеканал СТВ (1 мая 2010). Дата обращения: 10 сентября 2018. 23 октября 2020 года.
  13. .
  14. . ТАСС (13 марта 2015). Дата обращения: 10 сентября 2015. 3 сентября 2018 года.
  15. Ермакова, Ирина. (18 мая 2017). Дата обращения: 10 сентября 2018.

Литература

  • Балаш А. Н. // Вестник Томского государственного университета/Культурология и искусствоведение : журнал. — 2015. — № 4(20) . — С. 5—13 . — doi : .
  • Данциг, Май . // Май Данциг: живопись : каталог выставки / авт. текста Олег А. Сурский. — М. : Советский Художник, 1988. — 30 с.
  • Данциг М. В. Живопись : альбом / авт. текста Г. А. Фатыхова. — Мн. : Интернешнл Транс-Кэпитэл, 2001. — 45 с.
  • Мельник К. В. // Беларуская думка : журнал. — 2014. — № 2 . — С. 42—49 .
  • Фатыхова, Г. А. // Май Данциг : Живопись : альбом / авт. текста Г. А. Фатыхова. — Мн. : Интернешнл Транс-Кэпитэл, 2001. — 45 с.

Ссылки


Источник —

Same as И помнит мир спасённый