Interested Article - Новицкая, Мария Дмитриевна

Мари́я Дми́триевна Нови́цкая (по мужу Дюр ; (23 января (4 февраля) 1816 (некоторые источники называют 1815 ) — 1868) — русская артистка балета и драматическая актриса. Муж: выдающий русский артист Н. О. Дюр .

Биография

Окончила Петербургское театральное училище , педагоги Анастасия Лихутина , Антуан Титюс . Ещё во время учёбы принимала участие в балетных спектаклях Петербургской императорской труппы, поставленных балетмейстером Алексисом Блашем : 1832 — «Дон Жуан, или Пораженный безбожник» (Антонита) и 1833 — « » (одна из граций) .

По окончании театрального училища в 1834 году была определена в Петербургскую императорскую балетную труппу, выступавшую преимущественно в Большом театре . Была солисткой и исполнительницей пантомимных ролей, дебютировала в роли Фенеллы в опере Даниэля Обера « Немая из Портичи » (в России эта опера шла под названием «Фенелла»). Главная партия принесла молодой балерине феноменальный успех — она затмила исполнявшую эту роль балерину Екатерину Телешову . Существует литография с рисунком Павла Брюлло , где изображены Новицкая и её партнер Константин Голланд в финальной сцене оперы спектакля 14 января 1834 года (хранится в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве; опубл. ЛН, т. 58, М., 1952, с. 277). М. Ю. Лермонтов в гл. III своей незаконченной повести « Княгиня Лиговская » описывает, как по окончании спектакля «все с громом вызывали Новицкую…», разговор о ней ведется между Негуровой и Печориным (VI, 136, 137). :

Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался продраться к дверям, он поровнялся с Лизаветою Николаевной Негуровой; на выразительную улыбку отвечал сухим поклоном, и хотел продолжать свой путь, но был задержан следующим вопросом: «Отчего вы так сериозны, Msr. George? — вы недовольны спектаклем?»
— Напротив, я во всё горло вызывал Голланда!..
— Не правда ли, что Новицкая очень мила!..
— Ваша правда.
— Вы от неё в восторге.
— Я очень редко бываю в восторге.

М. Ю. Лермонтов. «Княгиня Лиговская» (1836 г. — не завершено).

М. Д. Новицкая проработала в Петербургской императорской труппе всю творческую жизнь, сначала как балерина, потом как драматическая актриса. Критика отмечает: «В период возросшей виртуозности танца сохраняла эмоциональную насыщенность и глубину содержания, свойственные исполнительской школе Дидло » .

В 1839 году рано лишилась мужа, выдающегося русского артиста Петербургской императорской труппы Николая Дюр — тот, болея, беспокоился о семье. Вот что писал на его смерть , «Хроника петербургских театров»:

Женат он был на Новицкой, красивой мимической танцовщице, прославившейся в роле немой в «Фенелле», и имел от неё несколько детей. За два дня до смерти Дюр получил от директора театров следующее письмо: «Любезный Николай Осипович! Вследствие твоей просьбы я говорил с г.министром, а он позволил мне объявить тебе, что без сомнения Государь Император не оставит своими милостями жены и дочерей твоих в случае, если бы мы имели горесть тебя лишиться. Итак, с этой стороны ты должен быть совершенно спокоен, но я надеюсь, что Всевышний сохранит тебя для счастья твоего семейства и для славы русской сцены, и что ты ещё сам много лет будешь пользоваться милостями Его Императорского Величества, чего душевно тебе желаю, пребывая с истинным уважением». Несмотря на то, что госпожа Дюр получала сама жалованье как артистка, ей было назначено 4 тысяч р. ас. пенсии, цифра по тому времени громадная .

После завершения балетной карьеры в 1840—1854 гг. М. Д. Новицкая стала брать уроки драматического мастерства у А. М. Колосовой и В. А. Каратыгина и выступала как драматическая актриса в Александринском театре .

В 1854 г. полностью оставила сцену .

Среди исполненных ролей:

Балетные партии:

  • 1834 — «Фенелла» (« Немая из Портичи ») — Фенелла (опера ставилась в России под названием «Фенелла»)
  • 1834 — «Нина, или От любви сумасшедшая», балетмейстер Ш.Дидло Нина
  • 1834 — « Кавказский пленник, или Тень невесты », балетмейстер Ш.Дидло — Кзелкайя
  • 1835 — « Сильфида » — Эффи (впервые на русской сцене ; по другим источникам, балет «Сильфида» впервые прошёл в Петербурге 18 сентября 1837 года )
  • 1835 — опера «Влюбленная баядерка» — Золое
  • 1837 — «Рауль Синяя Борода, или Опасность любопытства» — Изора
  • 1837 — « » — Луиза
  • 1838 — «Гитана, испанская цыганка», балетмейстер А. Титюс Герцогиня (впервые на русской сцене)
  • «Дон-Жуан»
  • « Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники » Ф. М. А. Венюа

Среди драматических ролей (1840—1854):

Примечания

  1. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // автор Л.Линькова
  2. . Дата обращения: 3 марта 2011. 11 ноября 2011 года.
  3. (недоступная ссылка)
  4. Л. Н. Назарова. Новицкая Мария Дмитриевна // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — Сов. Энцикл. . — М. , 1981.
  5. . Дата обращения: 2 октября 2017. 9 апреля 2015 года.
Источник —

Same as Новицкая, Мария Дмитриевна