Сигеберт II (король Эссекса)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сигеберт из Жамблу ( лат. Sigebertus Gemblacensis , фр. Sigebert de Gembloux , нидерл. Sigisbert van Gembloers ; около 1029 или 1030 — 5 октября 1112 ) — средневековый нидерландский хронист и агиограф , монах- бенедиктинец из аббатства Св. Петра в Жамблу в Валлонском Брабанте (совр. бельгийская провинция Намюр ).
Происхождение точно не установлено, предположительно был выходцем из окрестностей Жамблу в Валлонии (совр. провинция Намюр ) , с ранних лет отданным родителями на обучение в местное аббатство. По другим данным, родился на берегах Мааса в Нижней Лотарингии . Анализ языка его произведений показывает, что он имел скорее романские , чем германские корни .
Завершив монастырское обучение при аббате Ольберте (1012—1048) , направлен его преемником Мисахом (1048—1071) в Меце , по просьбе брата последнего тамошнего настоятеля Фулькуина , и в течение долгого времени, приблизительно с 1050 по 1070 год , преподавал там грамматику , риторику , поэтику , а также латынь и древнееврейский язык . Написал там жития епископа Мецкого (964—985), короля Сигеберта III Австразийского (632—656), основателя местного монастыря Св. Мартина, а также латинскую поэму о мученичестве Святой Луции Сиракузской , мощи которой почитались в Сент-Винсентском аббатстве .
вНе позже 1075 года возвратился в родную обитель , где при аббатах Титмаре (1071—1092) и Литхарде (1092—1115) изучались науки, формировался скрипторий и активно пополнялась монастырская библиотека. Возглавив местную школу, завоевал немалый авторитет своими обширными знаниями и в 1080-е годы, по инициативе Титмара, занялся, помимо преподавательской деятельности, историческими трудами, вероятно, получая для этого материалы из книжных собраний других монастырей. Чуждый всяческого честолюбия, никогда не интересовался карьерой, получив широкую известность в качестве учёного-энциклопедиста и искусного мастера пера .
Придерживался проимперских позиций в полемике с папством за инвеституру , и в конфликте императоров Генриха IV и Генриха V с папами Григорием VII и Пасхалием II последовательно поддерживал первых . В частности, в своём ответе на письмо Григория VII Герману фон Мецу опровергал право римских понтификов отменять присягу на верность королю, отстаивая также права женатых священников . От имени Льежской церкви выступил против призыва папы Пасхалия II употребить насилие в отношении епархии Камбре , отделившейся в 1093 году от епархии Арраса .
В частности, составил трактат в ответ на письмо Григория VII, направленное в 1081 году епископу Герману Мецкому (1072—1090), в котором понтифик защищал право пап отлучать от церкви королей и освобождать их подданных от присяги на верность. Во другом трактате защищал права женатых священников, служить которым в 1074 году было запрещено Григорием. Когда в 1103 году папа Пасхалий потребовал от графа Фландрии наказать граждан Льежа за верность императору, открыто назвал действия папы противоречащими Священному Писанию.
Умер 5 октября 1112 года в Жамблу , где и был похоронен.
Автор латинской всемирной хроники ( лат. Chronicon sive Chronographia ), составлявшейся им в аббатстве с 1088 по 1106 год . Если первая редакция хроники доводила изложение событий до последней даты, то в окончательной своей редакции она охватывала период с 381 года н. э. по 13 апреля 1111 года .
После смерти Сигеберта его хроника была продолжена до 1135 года аббатом (ум. 1136), затем до 1148 года двумя монахами из Жамблу, в том числе Готтшалком. Вслед за этим, хроника была продолжена анонимными монахами-переписчиками из других бенедиктинских монастырей, сначала до 1163 года в в Аффлигеме , а затем до 1166 года в в Пеканкуре .
Основными источниками Сигеберту послужили хроники Проспера Аквитанского , Григория Турского , Фредегара и его продолжателей , Анналы королевства франков , Бертинские анналы , Ведастинские анналы , хроники Регино Прюмского , Мариана Скота и др. В качестве дополнительных источников, одним из первых в европейской историографии, он пользовался эпическими жестами , в частности, «Песней о Роланде» и «Песнью о Жираре Руссильонском» . Наибольшую ценность для историков представляют последние разделы его сочинения, посвящённые событиям конца XI — начала XII века.
Хроника Сигеберта, несмотря на свою компилятивность и наличие многих фактологических и хронологических ошибок, выявленных исследователями ещё в XIX веке , пользовалась большой популярностью у средневековых летописцев и сохранилась в большом количестве рукописей , которых уже к началу 1990-х гг. западными исследователями насчитывалось 43 , а одна из собрания Королевской библиотеки Бельгии ( Брюссель ) признавалась автографической . Впервые хроника была напечатана в 1513 году в Париже издателем Этьеном. Комментированная академическая публикация её оригинального текста с продолжениями была подготовлена в 1844 году в Ганновере немецким историком для шестого тома « Памятников германской истории » (серия «Scriptores in Folio»), и в 1854 году переиздана в Париже учёным аббатом Жаком Полем Минем в 160 томе « Patrologia Latina » .
Около 1092 года Сигеберт написал также для аббата Титмара «Книгу десяти» ( лат. Liber decennalis ), в которой в форме диалога между наставником в учеником подробно рассмотрел вопросы современной ему исторической хронологии , в частности, вычисления десяти 532-летних пасхальных циклов — «великих индиктионов» . До нас дошло, однако, лишь введение к ней, а также фрагмент , содержащий полемику с Дионисием Малым и Бедой Достопочтенным , с разъяснением бенедиктинской системы отсчёта времени .
По просьбе настоятеля Жамблу Литхарда Сигеберт составил «Деяния аббатов Жамблу» ( лат. Gesta abbatum Gemblacensium ) , доведённые до 1048 года , но позже, как и хроника, дополненные продолжателями, в которой подробно описал историю родной обители, а также духовные подвиги и административную деятельность её отцов-основателей и их преемников. Из агиографических его сочинений известны жития Св. Ламберта Маастрихтского ( лат. Vita Sancti Lamberti ) и , основателя аббатства в Жамблу . Перу его принадлежит также написанная в Жамблу латинская поэма «Страсти святых Фиваиды» ( лат. De passione sanctorum Thebeorum ), о мученичестве пострадавших за веру при императоре Максимиане в 286 году н. э. солдат легендарного Фиваидского легиона и их предполагаемого командира Экзуперия, могила которого в его времена почиталась в окрестностях города .
Определённую ценность представляет также его «Книга церковных писателей» ( лат. Liber de scriptoribus ecclesiasticis , или De scriptoribus ecclesiasticis ), составленная не позже 1112 года по образцу сочинения Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах» и включающая в себя комментированный перечень произведений 171 автора , начиная с Симона Волхва , Дионисия Ареопагита , Сократа Схоластика , Феодорита Кирского , Созомена , Геннадия Константинопольского , Дионисия Малого , Виктора Капуанского , Иордана , Боэция , Кассиодора , Григория Великого и др. Расположив перечисленные в каталоге имена не строго в хронологическом порядке, тщеславный Сигеберт завершил его подробным списком собственных сочинений, в числе которых указал не только хронику, жития и поэмы, но и школьные учебники, полемические трактаты, комментарии к Священному писанию и литургические работы . Известно не менее 9 рукописей этого труда , суммирующего справочно-библиографические знания западноевропейской схоластической науки начала XII столетия.
Его комментарии к «Книге Екклезиаста» сохранились лишь в отрывках .
На латинском языке: