Роговский, Евгений Францевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Евге́ний Фра́нцевич Ба́уэр ( 22 января 1865 — 22 июня 1917 ) — русский режиссёр немого кино , театральный художник и сценарист. Его режиссёрские работы оказали большое влияние на эстетику российского кинематографа начала XX века .
Евгений Бауэр родился в 1865 году в Москве в семье обрусевшего чеха музыканта Франца Бауэра и оперной певицы. Автор книги «Операторы и режиссёры русского игрового кино» и исследователь биографии Бауэра В. М. Короткий приводит иную дату и место рождения — 7 января 1867 года в Петербурге . С детства проявлял артистизм, участвовал в любительских постановках (его сёстры были профессиональными актрисами).
В 1887 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества . Сменил много профессий — работал художником- карикатуристом , сочинял сатирические заметки для прессы. В дальнейшем проявил себя как мастер художественной фотографии, а перейдя работать в театр — как постановщик, импресарио и, в первую очередь, профессионал в области сценографии. В 1890-х годах он женится на актрисе и танцовщице Лине Анчаровой (в годы Первой мировой войны он использовал её фамилию для своего псевдонима «Евгений Анчаров», так как его собственная фамилия звучала слишком «по-немецки»).
В 1903 году Бауэр неуспешно пытается стать антрепренёром : «Новый Театр-буффо и сад Бауэра» был открыт на месте сада «Эрмитаж» на Божедомке в мае и прогорел к августу .
Работает декоратором в театре «Эрмитаж» Я. В. Щукина . Весной 1910 года Бауэр, будучи увлечён модой того времени — аэропланами, собирается стать пилотом и даже приобретает с этой целью самолёт Фарман-IV .
Уже в зрелые годы обращается к кинематографу и начинает работать как художник-постановщик и режиссёр. Первая работа в кино — заказ на создание декораций для фильма « » (1913, Торговый дом Дранкова ). В качестве постановщика Бауэр создаёт для компании Дранкова четыре фильма. Московское отделение французской компании «Братья Патэ» замечает и переманивает к себе перспективного постановщика. Бауэр ставит для компании «Патэ» четыре фильма. Затем он окончательно переходит на работу в Торговый дом Ханжонкова — в то время уже безусловного лидера русской кинопромышленности.
С конца 1913 до начала 1917 года Бауэр ставит более 80 фильмов, из которых на сегодняшний день сохранилось менее половины. Работает в основном в жанрах социальной и психологической драмы (хотя среди его фильмов были и комедии), достигая постановочных вершин в фильмах « Грёзы », « После смерти » (оба — 1915), « Жизнь за жизнь » (1916), « Революционер » (1917). Он работал с ведущими актёрами российского немого кино, в том числе с Иваном Мозжухиным , Верой Холодной , Витольдом Полонским , Иваном Перестиани , Верой Каралли и другими.
В 1917 году вместе с основным штатом ателье Ханжонкова перебрался на новую студийную базу в Ялте , где поставил киноленту « За счастьем » с молодым актёром Львом Кулешовым (впоследствии известным режиссёром и теоретиком кино). На съёмках Бауэр сломал ногу и был вынужден работать над своим следующим фильмом « Король Парижа », сидя в кресле-каталке. Однако закончить эту картину Евгений Бауэр не смог из-за осложнений, вызванных пневмонией: 22 июня (9 июня по старому стилю) 1917 года он скоропостижно скончался в ялтинской больнице. Его последний фильм был закончен актрисой .
Cчитается выдающимся стилистом российского немого кино, уделявшим основное внимание изобразительной стороне фильма, мастером психологической драмы, одним из первых русских режиссёров, разработавших художественные средства игрового кино: монтаж, мизансцены и композицию кадра . В работе над своими фильмами Бауэр широко использовал свой театральный опыт, временами достигая результатов, которые предвосхищали многие будущие достижения кино. Стал первым продумывать установку света на съёмочной площадке и изменение освещения во время съёмки, необычные ракурсы, широко применял крупные планы, использовал съёмку сквозь «газовую» материю для создания «туманного» изображения. Он придавал огромное значение композиции кадра, выстраивая декорации и натурные съёмки с художественной выразительностью классических живописных полотен, использовал движение камеры для расширения пространства кадра и достижения драматического эффекта. Художественные находки и выдающаяся работоспособность Бауэра создали ему репутацию ведущего режиссёра российского кинематографа .
Жорж Садуль назвал его «первым настоящим кинематографическим художником не только в России, но, пожалуй, во всём мире», а его фильмы — «живописью в движении» . Нея Зоркая считала, что его имя по праву должно стоять рядом с именами Дэвида Уорка Гриффита , Луи Фейада , Виктора Шестрома , Мориса Штиллера и других творцов из первой десятки «Великого немого» .