U-221
- 1 year ago
- 0
- 0
Дзюнбунгаку ( яп. 純文学 дзюмбунгаку , «чистая литература») — принятое в японском литературоведении общее обозначение для прозаических, поэтических и драматургических художественных произведений современной литературы, противопоставляемых произведениям литературы массовой, или развлекательной.
Термин ввёл в употребление поэт Китамура Тококу в 1893 году в одном из своих эссе, опубликованном в журнале « Литературный мир ». Китамура определил дзюнбунгаку как произведения, ценность которых определяется прежде всего их эстетическими качествами, противопоставив их литературе философской, исторической и вообще научной. Постепенно акцент в противопоставлении, однако, сместился, и дзюнбунгаку стало рассматриваться в качестве антипода массовой литературы.
Дзюнбунгаку романтического толка, родоначальником которого был сам Китамура, вскоре уступило место пессимистическому натурализму прозы таких авторов, как Симадзаки Тосон и Таяма Катай , давшей начало японской эгобеллетристики ( ). С последним жанром дзюнбунгаку иногда отождествляется вообще.
На рубеже эпох Мэйдзи и Тайсё писатели доминировавшей в литературном мире Японии того времени группы « Белая берёза », Мусянокодзи Санэацу , Сига Наоя , Арисима Такэо и другие, противопоставили пессимизму своих предшественников-натуралистов литературу гуманистического толка, где первостепенная роль стала придаваться катарсису , которым должно было разрешаться произведение (особенно ярко это выражено у Сиги Наои ). Эта модель впоследствии стала канонической для японской я-литературы вообще. Наряду с писателями «Белой берёзы» этапные для дзюнбунгаку произведения были созданы японскими парнассцами ( Мори Огай и др.), Нацумэ Сосэки , сторонниками эстетизма ( Дзюнъитиро Танидзаки ) и др., у которых ключевую роль начинает играть логика развития сюжета.
На рубеже эпох Тайсё и Сёва в крупнейшие писатели выдвинулся Рюноскэ Акутагава , чей талант был рано замечен Нацумэ Сосэки. Опираясь на традицию, сформированную последним и кругом авторов «Белой берёзы», Акутагава вступил в полемику с эстетизмом Танидзаки , считая красоту как таковую недостаточной для подлинной литературы. Новый поворот в эволюции дзюнбунгаку связан с появлением испытавших влияние Андре Жида и зарубежной литературы вообще группы , к которым примыкали Ясунари Кавабата , а также Риити Ёкомицу . Последним в статье «О чистой литературе» (純粋小説論, 1935) предлагалось обновление зашедшей в тупик, по мнению автору, литературы дзюнбунгаку за счёт поднятия до уровня подлинного искусства литературы массовой, реалии которой требовалось в этих целях сублимировать.
Свой новый расцвет литература дзюнбунгаку пережила после окончания Второй мировой войны . В это бурное для японской литературы время, по своему масштабу сравнимое отчасти с Серебряным веком в России, сосуществовали и в постоянном диалоге находились столь разные по своим художественным и общественным позициям авторы: писатели старшего поколения — Осаму Дадзай , Анго Сакагути и Дзюн Исикава с одной стороны и первая волна послевоенной литературы в лице таких авторов, как Сёхэй Оока и Хироси Нома с другой; продолживший в послевоенные годы традиции японского эстетизма Юкио Мисима ; Кобо Абэ и его экспериментальные романы и пьесы, отчасти вдохновлённые Кафкой и литературой абсурда ; Кэндзабуро Оэ , в ранних произведениях которого очевидно влияние экзистенциализма Сартра ; интроспективные « третьи новые ».
Новой для дзюнбунгаку тенденцией во второй половине XX века стало размытие границ между до того относительно изолированно существовавших чистой и развлекательной литературой. «Чистые» писатели стали всё больше внимания уделять повествовательности и сюжету, что во многом характерно для литературы развлекательной; в то время, как писатели, считавшиеся «развлекательными», начали вводить в свой технический арсенал приёмы «чистой» литературы, что наглядно демонстрируют произведения таких авторов, как Хисаси Иноуэ и Ясутака Цуцуи . В результате дзюнбунгаку в своём традиционном понимании начало изживать себя как таковое. Говоря о серьёзной литературе в Японии конце XX века, следует выделить среди писателей Кэндзабуро Оэ , Ёсикити Фуруи , Хисаси Иноуэ , Кэндзи Накагами , Таэко Коно , Таэко Томиока и Юко Цусима , а среди адекватных им критиков — Сюити Като , , , Макото Ода и Кодзин Каратани .
Основные литературные журналы, ориентированные на публикацию «серьёзной литературы»:
В Японии существует целый ряд премий для авторов выдающихся произведений дзюнбунгаку, учреждение которых началось с премии Акутагавы, созданной одновременно с адресованной авторам произведений массовой литературы премией Наоки . Ниже перечисляются наиболее значительные из них: