Interested Article - Груберт, Тамара Эдгаровна

Тамара Эдгаровна Груберт ( 2 мая 1902 , Вильно , Виленская губерния 21 июня 1996 , Москва ) — русский театровед , хранитель фондов Театрального музея имени А. А. Бахрушина .

Биография

Родилась в городе Вильно (ныне Вильнюс , Литва ) в семье начальника военного госпиталя. Отец, Эдгар Робертович Груберт (1850—1904), остзейский немец из дворянской семьи (Лифляндской губернии), окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге, хирург. Мать, Мария Ивановна Груберт, урождённая Олейниченко, из дворян, уроженка города Белая церковь Киевской губернии, окончила курсы медицинских сестёр в Киеве. Пара венчалась в Житомире в 1898 году.

После преждевременной смерти супруга М. И. Груберт с двумя детьми, старшим Игорем и младшей Тамарой, переехала в Москву. Тамара училась здесь в Екатерининском институте благородных девиц. В 1914 году М. И. Груберт пошла на фронт сестрой милосердия, служила до 1917 года.

После революции 1917 года Т. Э. проживала в имении под Сергиевым Посадом, превращённом в санаторий, где работала её мать. Здесь Т. Э. встретилась с Владимиром Луговским, начинающим поэтом. Луговской Владимир Александрович бывал в соседней усадьбе Розановка, превращённой в интернат, основанный его отцом, известным педагогом,

Т. Э. вышла замуж за Луговского в середине 1920-х годов; пара поселилась в Москве. В 1930 году у них родилась дочь, Мария ( Седова Мария Владимировна , урождённая Луговская-Груберт, 18.10.1930 — 23.09.2004). В 1936/1937 году брак распался.

В 1933—1935 годах работала в Управлении строительства Дворца техники в Москве. В это же время училась в ИФЛИ в Москве.

В конце 1930-х годов Т. Э. начала работать в (театральный музей имени А. А. Бахрушина ), расположенном в особняке на улице Бахрушина (в то время Лужниковской) в Замоскворечье. Она хранила фонд театральных декораций (Отдел декорационно-изобразительных материалов); после войны какое-то время была главным хранителем музея.

Умерла 21 июня 1996 года, похоронена на Новом Донском кладбище в Москве.

Посвящения стихов

В первой книге стихов Луговского, «Сполохи» (М.: Узел, 1926), Т. Э. Груберт посвящено стихотворение «Астроном» (С. 29):

Ты осторожно закуталась сном,

А мне неуютно и муторно как-то:

Я знаю, что в Пулкове астроном

Вращает могучий безмолвный рефрактор.

Хватает планет голубые тела

И шарит в пространстве забытые звезды;

И тридцать два дюйма слепого стекла

Пронзают земной, отстоявшийся воздух.

А мир на предельных путях огня

Несется к созвездию Геркулеса;

И ночь нестерпимо терзает меня,

Как сцена расстрела в халтурной пьесе.

И память (но разве забвенье порок?),

И сила (но сила на редкость безвольна),

И вера (но я не азартный игрок)

Идут, как забойщики в черную штольню.

И глухо копаются в грузных пластах,

Следя за киркой и сигналом контрольным.

А совесть? — но совесть моя пуста

И ночь на исходе. Довольно!

Вторая книга стихов Луговского, «Мускул» (М.: Федерация, 1929) вся была посвящена Т. Э. Груберт. Отдельно посвящено («Т. Э.Г.») стихотворение «Одиссея» (С. 95-96):

Мы шли в Балаклаву на шлюпке весельной.

Мохнатые звезды над небом висели,

Лохматая пена вилась у бортов.

Везя в Балаклаву ахейскую славу,

Командовал веслами рыжий браток.

Мы потные спины, натужась, качали

У черных трахитов, под гнездами чаек.

Торжественный сумрак на плечи надев,

Мы длинные весла несли по воде.

Отвалка на банке. Плечо на изморе,

Уключины кличат Посейдновых коней,

И вот полыхает гремучее море

Зеленою россыпью мертвых огней.

Не пели ни «Волгу» ни «Моряка»,

Струнами жил пела река.

Она приказала плыть и плыть,

С берега дула тугая теплынь.

Мы шли в Балаклаву путем Одиссея,

Двенадцатью веслами яхонты сея.

Двенадцатью веслами руша волну,

А по небу мчался, с нами под пару,

Из млечных туманностей вздыбленный парус

В еще не открытую греком страну.

Мы шли в Балаклаву за Одиссеем,

До пояса голый сортивный сброд, -

Москвич, ленинградцы и одесситы,

И рыжий вожак развернул поворот.

Он вырос, обрызганный фосфорным звоном,

Он правил, как тысячи лет назад,

В глубокое горло страны Лестригонов,

В будущий день, в золотой азарт.

И густо дыша кипарисным настоем,

Черный пароход, развалясь, открыл

Нами завоеванные санатории,

Вновь завоеванный нами Крым.

С большой вероятностью стихотворение-посвящение третьей книги стихов Луговского, «Страдания моих друзей» (М.: Федерация, 1930) обращено к Т. Э. (С. 5):

Судить меня будет время и ты,

Одетая в куртку ночной темноты,

В калоши дождя проливного.

Ты вечно спешишь — я не знаю куда -

На курсы, на вечер, — и даже года

С тобою идут не в ногу.

1929

Есть основания полагать, что стихотворение «Сивым дождём на мои виски…» из сборника стихов Луговского «Каспийское море» (М.: Художественная литература, 1936. С. 15-18) также обращено к Т. Э.

Старшему брату Т. Э., Игорю Эдгаровичу Груберту (1899—1944), участнику Гражданской войны, посвящено стихотворение «Игорь» 1938 года: В. А. Луговской. Избранное. М.: Советский писатель, 1949. С. 19.


Библиография

  • «Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина. Под ред. академика живописи Е. Е. Лансере. Составители: М. Д. Беляев, Е. М. Берман, Т. Э. Груберт / Труды Государственного театрального музея имени А. Бахрушина. Общая редакция Ю. И. Прибыльского. М.-Л.: Издание Всероссийского театрального общества, 1941. Каталог — Перечень эскизов и рисунков А. Я. Головина к «Маскараду». Составители Т. Э. Груберт и Е. М. Берман. С. 67-103.
  • Пьетро Гонзага. Эскизы декораций и росписей. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Составители каталога: Е. И. Гаврилова, Т. Э. Груберт, М. С. Иванова, М. Ф. Коршунова. Л.: Искусство, 1980.
Источник —

Same as Груберт, Тамара Эдгаровна