Interested Article - Фалака

Наказание фалакой в Персии (рис. Frank Dadd, 1905)

Фалака ( перс. فلک ‎ — фэлек , тур. falaka ) — орудие для наказания ударами по босым подошвам ног , традиционное для мусульманского Ближнего Востока и Северной Африки . Наказание фалакой широко применялось в Иране и Османской империи по отношению к преступникам, должникам, провинившимся детям, женщинам и подмастерьям , а также в армии у янычар . За XX век фалака как инструмент наказания почти утратила традиционное использование и сохранилась в качестве незаконного метода допроса — битья по стопам ног.

Первые упоминания о наказании фалакой в арабском мире появляются в X веке , в частности, в Северной Африке наказание фалакой стало традиционным для мусульманских школ — мектебов . Согласно персидским источникам, фалака была принесена в Персию монголами в XIV веке . Европейцам стало известно о фалаке по османскому законодательному кодексу с XVI века . Предположительно, название пытки происходит от арабского слова falak , filak — «раскалывать, расщеплять» .

Фалака представляет собой орудие, состоящее из деревянного шеста, примерно 1—3 метра длиной, и протянутой вдоль него верёвки. Отверстия для её крепления расположены по краям, или посередине, на расстоянии 20—30 сантиметров. Функционально фалака выполняет роль колодок , в которых закрепляют и подвешивают ноги наказываемого. Наказание фалакой имеет черты ритуализованного действия .

Чтобы держать фалаку, требуется два человека. Для начала экзекуции ноги приговорённого, который лежит на земле, вдевают в фалаку между верёвкой и шестом, или заставляют вправить ноги самостоятельно. Шест несколько раз поворачивают вокруг своей оси, тем самым натягивая верёвку, которая собирает стопы ближе друг к другу и фиксирует их в петле, не дающей им хода назад. Наконец, фалаку с закреплёнными в ней ногами приподнимают, чтобы другой человек мог наносить по выставленным подошвам удары палкой или другим похожим средством . Палкой подошвы традиционно бьют в Турции, розгой секут в Персии, стегают ремнём из носорожьей кожи ( koorbash ) в Египте .

В качестве розг используются прутья ивы, тополя, гранатового дерева, примерно 2 метра в длину, не толще большого пальца. Поскольку прутья ломаются от ударов, в экзекуции может быть задействован ещё один человек, подающий свежие розги. В зависимости от типа, прутья могут ломаться сразу при первом ударе; иногда для каждого удара используют новый прут. Наносить удары по стопам могут несколько человек, что типично для Персии .

Традиционное использование

В странах Ближнего Востока наказания приводились в исполнение без суда на месте преступления или по сумме провинностей по приказу представителей властей. В Османской империи , главным образом в Стамбуле, по которому нередко проводил рейды великий визирь , наказание фалакой производилось его охранниками из корпуса янычар. Известно, что специализированные на фалаке охранники имели отличную от других одежду и назывались фалакаджи , всего в охране визирей их было по пять . Костюм фалакаджи регулировался, как и у других военных должностей . Например, в XVII веке фалакаджи были одеты в короткий турецкий кафтан , подпоясанный красным поясом, красные штаны, белые носки и жёлтые ботинки . В описании костюма XIX века перечисляются белая чалма , зелёный киртл, красные турецкие штаны длиною до колен и жёлтые сапоги . Должность фалакаджи дожила вплоть до реформы османской армии 1826 года .

Наказание в «татарской» ( азербайджанской ) школе в Баку . Фотография А. Мишона ( 1896 )

В школах- мектебах допустивший ошибку или невыучивший урок мальчик по велению учителя должен был вправить свои ступни в фалаку. Двое учеников, обычно помощники учителя из старших, приподнимали фалаку, и учитель бил вздёрнутые кверху подошвы провинившегося ученика палкой или специальным хлыстом с ремнём на конце ( shallaq ). Порой родители сами обращались к учителю с просьбой «воспитать» их дитя фалакой . В некоторых школах существовало правило: получивший свою порцию, обливаясь слезами, держит ноги следующей жертвы. Это было не только обязанностью, но и своеобразным поощрением — становясь соучастником экзекуции, ребёнок понемногу забывал о своей боли . Узбекский и советский математик Т. Н. Кары-Ниязов , описывая обучение в туркестанских мектебах, признался, что ещё в 1912 году испытал этот инструмент, после чего в течение некоторого времени совершенно не мог ходить . В. Стамбулов, сотрудник советского посольства в Турции, в биографическом романе о писателе Намыке Кемале отметил, что «Розги, неизменная „фалака“, висевшая в старое время на стене классной комнаты в каждой турецкой школе, считались испытанным средством для вколачивания в головы детей сухой и трудной мусульманской премудрости» . В советском издании «История просвещения в Турции» 1965 года утверждается, что традиционная фалака перешла в новую турецкую школу, где инструкция определяет размеры палок и породу дерева, из которого их изготавливают .

В иранских мектебах фалака применялась вплоть до последнего правящего Каджара , а также в современных школах в период правления Реза Пехлеви (1925—1941) .

Фалакаджи (рисунок из коллекции Vinkhuijzen, H.J. , 1828)

В Османской империи фалака — обычное наказание за небольшие провинности вроде мелких краж, пьянства, уклонения от налогов и дисциплинарная мера у янычар . Закон исключал применение фалаки для высших и средних сословий свободных людей, предписывая её четвёртому, самому низшему слою общества — райятам , однако на практике такое разделение соблюдалось нестрого. В целом, у людей с деньгами всегда имелась возможность спасти свои ступни от фалаки. Число ударов, согласно изначальному закону, не могло превышать 39 ударов, однако позже оно было поднято до 75. На практике в порыве гнева турки часто уже не принимали это в расчёт, и удары сыпались до тех пор, пока не устанет рука, превращая подошвы ног в желеобразную массу . В отличие от османов, в Персии фалака являлась общепринятым и универсальным наказанием для всех слоёв общества от визирей и министров до простого люда, так что для фалаки даже появилась идиома «есть палки». В Персии шах нередко наказывал своих министров, офицеров фалакой, которую приводили в исполнение у него перед глазами дворцовые слуги — фарраши , основной обязанностью которых являлось выбивание ковров. Фалака полагалась за небольшие провинности детям и использовалась для получения признаний «виновных». Для битья использовались розги примерно 1,8 метра длиной. Утверждается, что почти каждый иранец на дворе держал наготове фалаку и связку розг, заботясь о том, чтобы они не засыхали и преждевременно не ломались .

У европейских современников имелись различные сведения относительно суровости этого наказания. Например The English Cyclopaedia 1866 года сообщает, что фалака представляет собой крайне болезненное наказание, и для лечения причинённых ею ран иногда требуется удалять куски повреждённой плоти . Известны случаи, когда людей приговаривали к нескольким сотням ударов, и случаи, когда об ноги ломалось по несколько сотен ивовых прутьев. До нанесения всех ударов нередко кто-то вступается за несчастного. В литературе есть примеры указаний бить, «пока ногти не выпадут из ступней» , а также утверждения о смертельных исходах от фалаки. К противоположным свидетельствам можно отнести книгу английского путешественника и бизнесмена С. Дж. Уиллса, где он, сообщая о широком использовании фалаки в Персии, при этом отмечает, что за свои 20 лет жизни в этой стране ему не приходилось слышать о смертях от фалаки. Сообщается также, что если обвиняемому предоставлялась возможность выбора между штрафом и наказанием фалакой, то он скорее выбирал последнее . Джеймс Ричардсон , английский путешественник и исследователь Сахары , также писал, что фалака оставляет на подошвах лишь небольшие царапины и отметины, и что кровотечений от фалаки за свою жизнь в Тунисе он ни разу не наблюдал . Различные путешественники в отношении фалаки сходятся во мнении о «крепких как кожа носорога», «железных» подошвах простого иранского, арабского, турецкого люда, воспитанных босым хождением, о которые за обычную фалаку могут быть сломаны по 50 прутьев. Путешественник Томас Стивенс отмечает, что даже при таком наказании последующее прихрамывание выглядит как-то неественно и преувеличенно . Начиная с XIX века, фалака в Турции стала применяться как метод допроса, при котором, по свидетельствам европейцев, допрашиваемым могли наносить от 200 до 800 ударов каждому, а потом ошпаривать подошвы кипятком .

Фалака в литературе и кинематографе

В турецкой литературе наказанию фалакой в школе посвящены романы Ахмета Расима (биографический) и Омера Сейфеддина . Сцены фалаки можно встретить в романе Решата Нури Гюнтекина «Клеймо» и в автобиографическом произведении Муаллима Наджи . Эпизод наказания фалакой есть в постановке « Визирь ленкоранского ханства » азербайджанского писателя Мирзы Фатали Ахундова , в азербайджанском фильме « Кура неукротимая » и в американском фильме « Полуночный экспресс ». Сцены фалаки — популярный атрибут турецких художественных фильмов, повествующих об османской эпохе, реже о более позднем времени.

Упоминания фалаки имеются в русской справочной литературе XIX века , например в Сравнительном словаре русско-татарских наречий Лазаря Будагова , в толковом словаре А. Д. Михельсона , «Сборнике материалов для описания местностей и племён Кавказа» , Энциклопедическом лексиконе . Фалака упоминается в художественной и публицистической литературе, в частности, в статье В. Г. Белинского «Россия до Петра Великого» (1841—1842), где она определена как « батоги , которыми в Турции и других мусульманских странах били по пятам» ; в «Турецком суде» (1824) В. Т. Нарежного фалака — это «деревянное орудие, в которое вправляют ноги преступника, для наказания его по подошвам или палками или воловьими жилами» ; а также в стихотворении А. С. Пушкина «Видение короля», где использовано слово «фаланга» и пояснено в примечании как «палочные удары по пятам» .

  • Фалака упоминается в турецком сериале «Великолепный век»
  • Поэма американского поэта Ричарда Гриффина « » рассказывает о маленькой девочке из гарема и могучем Турке-палаче, который по велению жены султана наказывает её за надуманные провинности. Отрывок:

The girlie closes both her eyes,
Utters a prayer — Oh, how she sighs.
Awaiting the first smarting sting
Upon her pink, bare feet — poor thing!
Poor wounded bird with broken wing.

The wicked Whipper whirls the whip
With spiteful crack, with vicious clip
He whips the naked feet — Oh, my!
Poor little girlie, hear her cry.

Richard Griffin, «Fresh Bugs», Braunworth & co. (Brooklyn), 1919.

Современное использование

Битьё по стопам используется в качестве сексуальной футфетиш - BDSM -практики.

Современная практика использования фалаки соотносится с мусульманскими странами и связана с историческими традициями в Персии и на Аравийском полуострове , позже перенятыми в Османской империи. Фалака как метод пыток используется в странах Ближнего Востока , Иране и Индийском регионе. При этом стопы могут закреплять не в фалаке, а инструментами для нанесения ударов могут служить любые подручные средства от проводов до полицейских дубинок.

По данным исследования за 2009 год, 84 % пациентов, ранее подвергнутых фалаке, имеют видимые внешние знаки в виде шрамов и пигментации подошв, неравномерностях в жировой ткани переднего отдела стопы, пятки и в подошвенных связках . Также следами применения фалаки может быть необычная мягкость подушечки стопы и подошвенного апоневроза при их ощупывании, а также боль при надавливании на пятку . Фалаку как удары по стопам ног применяют при допросах, когда следы пыток нужно скрыть.

Также для скрытия следов пыток стопы после фалаки могут погружать в лёд . Для смягчения кожи перед фалакой подошвы смачивают водой.

Сцены фалаки как метода полицейской пытки, а также дисциплинарного наказания заключённых в тюрьме в Турции 1970-х годов показаны в художественном фильме « Полуночный экспресс ».

В Ираке Удей Хусейн , сын Саддама Хусейна , любил лично наказывать фалакой .

В настоящее время битьё по стопам также используется в качестве сексуальной футфетиш - BDSM -практики под названием бастинадо .

Примечания

  1. M. Th. Houtsma, от 26 августа 2018 на Wayback Machine , 1913, vol 1.
  2. Virginia H.Aksan, Daniel Goffman, от 2 июля 2018 на Wayback Machine , Cambridge University Press , 2007.
  3. Darius Rejali, от 16 июля 2017 на Wayback Machine , Princeton University Press , 2009.
  4. Михельсон А. Д. от 4 октября 2011 на Wayback Machine ", 1865: «Фалак — от араб. falak, filak, от falaka, раскалывать, расщеплять. Обрубок дерева (с выемками или отверстиями), в который вставляются ноги виновного, подвергшегося наказанию палками по пятам».
  5. Denis Sinor, от 2 июля 2018 на Wayback Machine , 1960—1990, vol 26.
  6. Charles James Wills, , 1866.
  7. Mahmoud Omidsalar, от 8 декабря 2010 на Wayback Machine , December 15, 1999.
  8. Charles Stuart Savile, от 7 ноября 2017 на Wayback Machine // Bentley’s miscellany, volume 22, Richard Bentley, 1847.
  9. История Османского государства, общества и цивилизации: В 2 т. / под ред. Э. Ихсаноглу. — М.: Вост. лит., 2006. — ISBN 5-02-018509-4 (в пер.)
  10. от 2 июля 2018 на Wayback Machine , 1866.
  11. Gustav Bayerle, от 7 ноября 2017 на Wayback Machine , 1997.
  12. . Дата обращения: 2 октября 2010. Архивировано из 4 июня 2010 года.
  13. Karin Ådahl, от 7 ноября 2017 на Wayback Machine , Swedish Research Institute in Istanbul, 2006.
  14. Sennur Sezer, от 12 марта 2006 на Wayback Machine
  15. Raphael Patai, от 2 июля 2018 на Wayback Machine , 1910.
  16. Решат Нури Гюнтекин . // пер. Л. Медведко.
  17. Ганкевич В. Ю. // Культура народов Причерноморья: Научный журнал. — Симферополь, 1997. — № 2, декабрь.
  18. Кори-Ниёзий Т. Н. от 5 января 2014 на Wayback Machine . — Изд-во Академии наук СССР, 1955.
  19. Стамбулов В. Намык Кемаль. — 1935.
  20. Желтяков А. Д., Петросян Ю. А. от 2 июля 2018 на Wayback Machine . — Наука, 1965.
  21. от 2 июля 2018 на Wayback Machine , 1879.
  22. James Richardson, от 8 августа 2007 на Wayback Machine , 1860
  23. Thomas Stevens, от 2 июля 2018 на Wayback Machine , Echo Library, 2006
  24. от 2 июля 2018 на Wayback Machine — Тип. А. С. Суворина, 1889.
  25. Klaus Kreiser, , 2001.
  26. Мирза Фатали Ахундов . от 9 мая 2010 на Wayback Machine .
  27. Будагов Л. З. от 21 июля 2018 на Wayback Machine , 1869.: « п. ﻓﻠﻚ фэлекъ, ад. ﻓﻠﻐﻪ ,ﻓﻠﻜﻪ фалаха, осм. ﻓﻠﻔﻪ ,ﻓﻼﻔﻪ фалака , орудіе наказания — длинная палка, къ двумъ концамъ которой привязывается веревка, ею закручиваютъ босыя ноги обвиненнаго и бьют палками по подошвамъ, ﻓﻠﻜﻪﻴﻪ ﺍﻠﻖ бить по подошвам (поднять на фалаху)»
  28. от 21 июля 2018 на Wayback Machine , 1900, том 27.: «Что касается до телесного наказания в мектебах, то оно практикуется везде, и фалака составляет принадлежность каждого мектеба»
  29. от 21 июля 2018 на Wayback Machine , 1839.: «Осуждённые на палочные удары по пятам (фалака) тотчас вызываются на двор или в самой двор дивана»
  30. Судилищ и судейской процедуры азиатец не терпит: суд совершается в доме судьи, решение зависит не от силы и разума закона, а от мудрости судьи. Тут же и благодетельная фалака, а если нужно, и виселица — дело только в петле, виселицею же может служить первое попавшееся на глаза окно мирного гражданина.
  31. Разом сбили с ног, и начали их вправлять в фалаку
  32. Край полы у султана целует, как холоп, наказанный фалангой
  33. Erik Edston, от 23 июля 2015 на Wayback Machine // Torture, Volume 19, Number 1, 2009.
  34. Michael Peel, Vincent Iacopino, (недоступная ссылка) , Cambridge University Press , 2002.
  35. Jeri Laber, Lois Whitman, от 26 августа 2018 на Wayback Machine , Human Rights Watch, 1988.
  36. . Дата обращения: 22 января 2011. Архивировано из 30 марта 2013 года.

Ссылки

Источник —

Same as Фалака