Interested Article - Шнейдер, Ортанс

Ортанс Шнейдер , также Гортензия Шнейдер , настоящее имя Катрин-Жанна или Каролина-Жанна Шнейдер ( фр. Hortense Schneider ; 30 апреля 1833 , Бордо 6 мая 1920 , Париж ) — французская артистка оперетты , известная своими ролями в опереттах Оффенбаха . Ряд заглавных партий композитор создал специально для неё .

Биография

Ортанс Шнейдер родилась 30 апреля 1833 года в Бордо . Она была дочерью немецкого ремесленника, жившего во Франции . Пению училась в Бордо у Шафнера . В пятнадцатилетнем возрасте Ортанс начала выступать на театральной сцене в родном городе, играя в водевилях . Профессиональный дебют состоялся в 1853 году в Ажене , в роли Инессы в « Фаворитке » Доницетти . Впоследствии она выступала в Ажене в разных амплуа, от инженю до первых любовниц .

Благодаря актёру состоялось знакомство актрисы с Жаком Оффенбахом , и 31 августа 1855 года Ортанс Шнейдер дебютировала в Париже , на сцене театра Буфф-Паризьен , в его «Скрипаче» . В следующем году она пела в «Тром-аль-Касаре» и «Розе из Сен-Флура» Оффенбаха, а также в «Куклах Виолетты» Адана .

В 1858 году родился её единственный сын — вероятно, от связи с герцогом Грамоном-Кадруссом . Ребёнок рос болезненным и слабым, к тому же оказался умственно отсталым, и Ортанс много времени тратила на уход за ним. В 1919 году он умер; мать ненадолго пережила его .

Алексис-Жозеф Периньон. Портрет Ортанс Шнейдер. 1868

Успех, который Шнейдер имела у парижской публики, принёс ей ангажементы в Театре варьете (Théâtre des Variétés) и, позднее, в Театре Пале-Рояль , где с 1858 по 1864 год она пела в водевилях, комедиях и мелодрамах . В 1864 году, по настоянию Оффенбаха, она вернулась в Театр варьете, где стала исполнительницей заглавной роли в «Прекрасной Елене». За ней последовали партии в «Синей бороде» (1866), «Герцогине Герольштейнской» (1867) и « Периколе » (1868) . Выступления Шнейдер, отличавшиеся блеском и динамичностью, собирали огромное количество зрителей, включая коронованных особ . Ей преподносили подарки короли Баварии, Португалии, Швеции, вице-король Египта, английский принц и русский император . Во время Всемирной выставки 1867 года в Париже её номера служили для привлечения фешенебельной публики . В «Истории западноевропейского театра» Г. Н. Бояджиева искусству актрисы даётся следующая характеристика: «Шнейдер… смогла с большим тактом, в яркой и смелой форме передать „философию“ оперетты, сводившуюся к проповеди гедонизма, лёгкого отношения к жизни, к призыву пользоваться радостями жизни, не стесняясь законами морали» .

Памятная доска в Париже на авеню Версаль, где находился дом Ортанс Шнейдер

На пике славы Ортанс Шнейдер совершила гастрольные туры в Лондон , Дублин , Глазго и другие города. Так, в 1869 году она 96 раз выступала на различных сценах Великобритании . Зимой 1871—1872 года Ортанс Шнейдер побывала с гастролями в Санкт-Петербурге , где выступала в Театре Буфф . Она имела огромный успех, не в последнюю очередь благодаря подчёркнутому эротизму своего сценического образа, который просвещённой публике представлялся вульгарным. В частности, Ортанс Шнейдер стала объектом сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина , не любившего оперетту и высмеивавшего её поклонников . В своём «Дневнике провинциала» он писал: «…я, несмотря на то что передо мной потрясала бедрами сама Шнейдерша, в каких-нибудь десять дней ощутил такую сытость, что хоть повеситься » — признавая, впрочем, талантливость актрисы . В 1873 году Шнейдер также выступала в Екатеринославе , где привлекла к себе внимание не только публики, но и местной Лиги нравственности, которая сочла её выступления недопустимо эротичными .

Могила Ортанс Шнейдер в Бордо

Актриса обладала непростым характером, что заставляло её неоднократно объявлять об уходе со сцены и вновь возвращаться . После того как её выступление в оффенбаховской «Диве» не вызвало привычного восторга публики, Шнейдер отказалась выступать в написанной специально для неё партии в его «Разбойниках» и покинула Театр Варьете. Лишь через несколько лет она согласилась выступить в своей старой партии в «Периколе», а также в новой оперетте «Состоятельная булочница». Тем не менее накануне премьеры Шнейдер приняла решение не выходить на сцену. Последней её ролью стала заглавная партия в «Прекрасной курочке» Эрве . Поскольку в отзывах критики последовали нелестные намёки на возраст актрисы, Шнейдер решила окончательно расстаться с театром и больше не выступала на сцене . В 1881 году она вышла замуж . Последние годы жизни Шнейдер провела в своём парижском особняке, не появляясь на публике . Она умерла в Париже 6 мая 1920 года и была похоронена на протестантском кладбище в Бордо .

С именем Ортанс Шнейдер связано становление французской классической оперетты. Она обладала красивым гибким голосом, блестящей вокальной техникой и выразительной дикцией. Кроме того, ей были присущи яркий темперамент и комедийный талант . Однако своей широкой популярностью Шнейдер была обязана не только своему голосу и актёрскому мастерству, но также внешней красоте и скандальной личной жизни .

В 1950 году был снят фильм «Парижский вальс» (Valse de Paris) с Ивонн Прентан в главной роли. Главная героиня носит имя Ортанс Шнейдер; по сюжету ей приписывается роман с Оффенбахом. В венгерском фильме «Offenbach» 1920 года роль Шнейдер исполнила Юси Лабасс ( венг. Juci Lábass ). Образ актрисы также неоднократно воплощался на театральной сцене .

Комментарии

  1. В большинстве источников приводится эта дата , однако встречается также 5 мая , а в Grove Music Online годом смерти указан 1922 .

Примечания

  1. Свидетельство о смерти
  2. , стб. 905.
  3. .
  4. (фр.) . BNF Data . Дата обращения: 20 августа 2020. 5 августа 2020 года.
  5. .
  6. , p. 141.
  7. , с. 20.
  8. , стб. 358.
  9. .
  10. .
  11. , p. 62.
  12. Ralf-Olivier Schwarz. . — Vandenhoeck & Ruprecht, 2018. — P. 154.
  13. Xavier Marmier. . — Librairie Droz, 1968. — P. 266.
  14. , с. 23.
  15. , с. 367.
  16. , с. 119.
  17. , с. 118—119.
  18. М.Е. Салтыков-Щедрин. Дневник провинциала. — Собрание сочинений. — М. , 1970. — Т. 10. — С. 288.
  19. , с. 123.
  20. А. Тулянцев. . Днепр вечерний (2012). Дата обращения: 23 апреля 2020. 10 августа 2014 года.
  21. , с. 32.
  22. (фр.) . Musée virtuel du protestantisme . Дата обращения: 23 апреля 2020. 23 апреля 2021 года.
  23. , стб. 359.

Литература

  • Бояджиев Г. Н. . — Рипол Классик, 2013. — P. 367.
  • Владимирская А. Р. Звездные часы оперетты. — Искусство. Ленингр. отд-ние, 1991. — 217 с.
  • Строганов М. В. // Вестник славянских культур. — 2017. — Т. 45 .
  • Шнейдер, Гортензия // Театральная энциклопедия / П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1967. — Т. V. — Стб. 905.
  • Шнейдер Гортензия Каролина Жанна // Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1982. — Т. VI. — Стб. 358—359.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1903. — Т. XXXIXa. — С. 751.
  • Jean-Paul Bonami. . — Romillat, 2002. — 191 p.
  • Dan H. Marek. . — Rowman & Littlefield, 2016. — P. 141.

Ссылки

  • Andrew Lamb. (англ.) . Grove Music Online .
  • Kurt Gänzl. (англ.) . Operetta Research Center .
  • (фр.) . Dictionnaire de la musique . Larousse.
Источник —

Same as Шнейдер, Ортанс