Interested Article - Арди, Николай Иванович
- 2020-12-31
- 2
Арди Николай Иванович ( 1834 — 10 ( 22 ) апреля 1890 ) — актёр и певец , драматический артист с.-петербургских императорских театров.
Биография
Настоящая фамилия — Нечаев. На театральных подмостках стал выступать с 1855 г. и в течение 16 лет играл на лучших провинциальных сценах: Харькова, Одессы, Казани и др., преимущественно опереточные и водевильные роли с пением. Составив себе имя, Арди приехал в С.-Петербург; здесь он играл сначала на сцене «Благородного собрания», а затем, 22-го ноября 1871 г., дебютировал на Александринской сцене в оперетте « Птички певчие », в роли Пикилло.
Недурной тенор его, развязность и уменье держать себя на сцене, сразу расположили к нему публику, и дебютант был принят на императорскую сцену на первые роли в оперетках и водевилях: Парис в «Прекрасной Елене», Пулярдо в «Зеленом Острове», Шикар в «Парижской жизни», Пигмальон в «Прекрасной Галатее», Шварц в оперетке «Дядя Беккер подшутил» и многие др. Из водевилей с пением и небольших комедий особенно удавались ему: «простушка и воспитанная» (Емеля), «Званый вечер с итальянцами» (Грибков), «Макар Алексеевич Губкин» (Губкин), «Налетел с ковшом на брагу» (Вострушкин), «Лев Гурыч Синичкин» (Борзиков), «Через край» (Мухин) и др. Не ограничиваясь опереткой и легкой комедией, Арди, с первых же шагов своих на императорской сцене, стал выступать и в серьезной комедии, обнаружив недюжинный комический талант. Первые роли он сыграл: Бородкина (« Не в свои сани не садись ») и Разлюляева (« Бедность не порок »).
С прекращением же оперетки Арди окончательно перешел на бытовые комические роли, преимущественно репертуара Островского, и вскоре сделался незаменимым актером для изображения разбитных военных писарей, подкутивших купчиков, пьяненьких мужичков и проч. За время служения своего на сцене, Арди переиграл до 120-ти ролей; из них наиболее удачные в следующих пьесах: «Свои люди сочтемся» (Подхалюзин), «Богатые невесты» (Пирамидалов), «Свадьба Кречинского» (Щебнев), «Горькая Судьбина» (Никон), «Женитьба Белугина» (Сыромятов), «Лес» (Петр, затем Счастливцев), «На бойком месте»(Непутевый), «На пороге к делу» (Тесов), «Ревизор» (Бобчинский), «Недоросль» (Кутейкин), «Нищие духом» (Сиводушин), «Завтрак у предводителя» (Мирволин), «Сидоркино дело» (Сидорка), «Жених из ножовой линии» (Мордоплюев) и др. Кроме того, Арди выступал вместе с куплетистом И. И. Moнаховым в концертах, в качестве певца русских песен, и имел большой успех. В 1877 г. Арди, не поладив с театральной дирекцией, покинул императорскую сцену и уехал гастролировать в провинцию, но в 1878 г., по приезде в Петербург, был снова принят в труппу Александринского театра, где и оставался до самой кончины. В декабре 1880 г. Арди скромно праздновал свой 25-летний юбилей служения искусству.
Похоронен на Митрофаниевском кладбище в Санкт-Петербурге .
Примечания
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов . — СПб. : Типография М. М. Стасюлевича , 1912. — Т. 1 (А—Г). — С. 89.
Литература
- А. Соколов. «Театральный альманах на 1875 год», СПб., 1875, стр. 132, 133, 135. —
- Вольф, «Хроника петербургских театров» ч. III, стр. 49, 51, 59 и 73.
- «Нива» 1890 г. № 20, 19-го мая.
- «Новое Время» 1890 г. № 5069, 11-го апреля.
- «Пет. Газета» 1890 г. № 97, 11-го апреля, стр. 3.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- 2020-12-31
- 2