В отличие от ворот светских зданий, большинство храмовых ворот являются чисто символическими элементами, и обозначают переход между мирским и священным
. Во многих случаях, ворота храма обладают очищающими свойствами, как, например, в случае ворот
саммон
.
Стили
Как и храмы, к которым они принадлежат, ворота могут быть различных стилей и названы в честь храма.
Ворота могут подразделяться по различным признакам:
по местонахождению в архитектуре храмового комплекса, например: Тюмон (
яп.
中門
,
«Промежуточные ворота»
), Омотэмон (
яп.
表門
,
«Передние ворота»
) или Карамотэмон (
яп.
搦手門
,
Задние ворота
).
по имени божества, которому они посвящены, например, в случае с
божеством Нио
(в переводе
«Врата Нио»
), ворота, в которых две статуи гневных хранителей Будды
Конго рикиси (Нио)
расположены во внешних проёмах.
по их форме, как
(
яп.
二重門
, букв.
«Двухъярусные ворота»
) и
Ромон
(
яп.
楼門
(букв.
«Ворота башни»
).
по их функциям, как
Санмон
, который является наиболее важными воротами в храмовых комплексах дзен или дзёдо.
Эти термины не являются взаимоисключающими, и в зависимости от ситуации одни и те же ворота могут обозначаться различными терминами. Например, ворота
Ниомон
также можно назвать
Нидзюмоном
, если они обладают обоими признаками.
Ритуальные врата, устанавливаемые перед
синтоистскими святилищами
—
тории
— также функционально относятся в Японии к одному из видов ворот. Этот вид ворот структурно очень отличен от других — двуногие ворота из камня или дерева, обычно связанный с синтоистскими святилищами, но также встречается в японских буддийских храмах
. Например, храм
Ситэнно-дзи
в Осаке, основанный в 593 году
Сётоку Тайси
, и являющийся старейшим государственным буддийским храмом в Японии, имеет тории у одого из входов
.
Основные типы
Хаккякумон или Яцуасимон
(
яп.
八脚門
,
«восьминогие ворота»
)
— ворота, получившие своё название из-за восьми вспомогательных столбов, поддерживающих четыре главных столба, стоящие под гребнем ворот. В реальности у этого типа ворот — двенадцать столпов.
Хэйдзюмон
(
яп.
塀重門
)
— ворота в стене, состоящие из двух квадратных столбов
.
Кабукимон
(
яп.
冠木門
)
— ворота в стене, образованные двумя квадратными столбами и горизонтальной балкой
.
Карамон
(
яп.
唐門
,
«китайские ворота»
) — для ворот этого типа характерно использование архитектурного элемента
карахафу
. Карамоны являлись символом власти, проявляемой через архитектуру.
Кораймон
(
яп.
高麗門
«корейские ворота»
)
— ворота с черепичной, остроконечной крышей на двух столбах, а также двух небольших крыш над второстепенными столбами
(
яп.
控柱
хикаебашира
)
в задней части ворот
.
Масугата
(
яп.
枡形
)
— оборонительное сооружение, состоящее из внутреннего двора вдоль стены замка с двумя воротами, установленными под прямым углом, одни из которых дают доступ к замку, а другой — наружу. Внешние врата — это, как правило,
кораймон
, внутренние —
ягурамон
. Примером такой постройки служат ворота Сукарадамон в
Императорского дворца в Токио
.
Нагаямон
(
яп.
長屋門
)
—
нагая
(букв.
длинный дом
) представлял собой постройку, в которой жили самураи с низким статусом, а
нагаямон
служили воротами, которые позволяли переходить с одной стороны сооружения на другую
.
Нидзюмон
(
яп.
二重門
,
«двухэтажные ворота»
) — двухэтажные ворота с гнутой крышей между двумя этажами. Отличается от аналогичного варианта
Ромон
тем, что между этажам имеется изогнутая крыша
.
Ниомон
(
яп.
仁王門
)
— ворота, заключающие во внешних проёмах две статуи бога Конго рикиси (Нио).
Ромон
(
яп.
楼門
«ворота башни»
)
— двухэтажные ворота с одинарной крышей, где второй этаж недоступен и не имеет места для использования. Отличается от аналогичных ворот
Нийимон
тем, что в этом варианте отсутствует изогнутая крыша между этажами.
Саммон
(
яп.
三門
),
Сангэдацумон
(
яп.
三解脱門
),
«врата трёх освобождений»
— cамые важные ворота японского дзен-буддийского храма
. Также используется в других буддийских школах. Несмотря на свою важность, эти ворота не является первыми воротами храма, и фактически они обычно расположены между внешними воротами и главным залом храма — «Залом Будды».
Сомон
(
яп.
総門
«главные ворота»
)
— ворота у входа в храм
. Эти ворота часто предшествует большим и более важным воротам
Саммон
.
Удзумимон
(
яп.
埋門
«погружённые ворота»
)
— ворота создавались в стене замка и использовались для соединения поверхностей на разных уровнях, они выглядели так, как будто они были погружены в землю.
Якуимон
(
яп.
薬医門
)
— ворота с острой двускатной крышей, поддерживаемой четырьмя столбами по углам.
Сикякумон
или
Ёцуасимон
(
яп.
四脚門
«четвероногие ворота»
)
— ворота, получившие своё название из-за четырёх вспомогательных столбов, поддерживающих два главные столба, стоящие под гребнем ворот. В реальности у этого типа ворот — шесть столпов.
Тории
(
яп.
鳥居
, букв. «птичий насест»)
— символические ворота, которые обычно ассоциируются с синтоистскими святилищами, однако они распространены и в буддийских храмах, так как у большинства есть хотя бы одни.
Carson, Timothy L.
Seven: Betwixt and Between, Worship and Liminal Reality
//
(неопр.)
. — St. Louis, MO: Chalice, 2003.
Turner, Victor.
Betwixt and Between: The Liminal Period in Rites de Passage
//
(неопр.)
. — Ithaca, NY:
Cornell University Press
, 1967.
(неопр.)
.
Encyclopedia of Shinto
. Kokugakuin University (2 июня 2005).
Дата обращения: 21 февраля 2010.
28 апреля 2014 года.
Scheid, Bernhard
(нем.)
.
Torii
. University of Vienna.
Дата обращения: 12 февраля 2010.
28 августа 2010 года.
(неопр.)
. JAANUS.
Дата обращения: 1 сентября 2010.
3 декабря 2009 года.
↑
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 сентября 2010.
Архивировано из
14 января 2009 года.
(неопр.)
. JAANUS.
Дата обращения: 1 сентября 2010.
22 июля 2010 года.
↑
(неопр.)
. JAANUS.
Дата обращения: 1 сентября 2010.
29 декабря 2020 года.
(неопр.)
. JAANUS.
Дата обращения: 3 сентября 2010.
14 июня 2011 года.
(неопр.)
. JAANUS.
Дата обращения: 1 сентября 2010.
8 марта 2010 года.
↑
(неопр.)
. JAANUS.
Дата обращения: 3 сентября 2010.
14 апреля 2021 года.
(неопр.)
. JAANUS.
Дата обращения: 3 сентября 2010.
14 июня 2011 года.
↑
Iwanami Kōjien
(
яп.
広辞苑
)
Japanese dictionary, 6th Edition (2008), DVD version
(неопр.)
. JAANUS.
Дата обращения: 1 сентября 2010.
14 июня 2011 года.
(неопр.)
. JAANUS.
Дата обращения: 1 сентября 2010.
14 июня 2011 года.
(неопр.)
. JAANUS.
Дата обращения: 1 сентября 2010.
3 декабря 2009 года.
↑
Следует обратить внимание на отсутствие лестницы на второй этаж.
Ссылки
Coaldrake, William. (1996).
Architecture and Authority in Japan
. London/New York: Routledge.
ISBN
0-415-05754-X
.
Sarvimaki Marja. (2000).
Structures, Symbols and Meanings: Chinese and Korean Influence on Japanese Architecture
. Helsinki University of Technology, Department of Architecture.
ISBN
0-521-36918-5
.
Sarvimaki Marja. (2003). «
».
Sungkyun Journal of East Asian Studies
, Volume 3, No. 2. Retrieved on May 30, 2009.