Неопатримониали́зм
(
лат.
patrimonium
—
вотчина
, отчина) — термин, характеризующий особый тип организации
власти
и властных отношений, в котором объединены элементы традиционных
патримониальных
государств с современными практиками
.
Возникновение неопатримониализма, по мнению
Ш. Эйзенштадта
, обусловлено тем, что становление политических
институтов
современного государства во многих развивающихся обществах Азии, Африки и Латинской Америки происходит в рамках специфического режимного «синтеза» традиционного и современного. Становление неопатримониального режима является следствием неудачной или фрагментарной
модернизации
.
Содержание
Основные принципы
Выделяют три основных принципа функционирования неопатримониальных систем
:
политический центр отделён и независим от периферии, он концентрирует политические, экономические и
власти, одновременно закрывая доступ всем остальным группам и слоям общества к этим ресурсам и позициям контроля за ними;
государство управляется как частное владение (патримониум) правящих групп — носителей государственной власти, которые приватизируют различные общественные функции и институты, делая их источником собственных частных доходов;
этнические, клановые, региональные и семейно-родственные связи не исчезают, а воспроизводятся в современных политических и экономических отношениях, определяя способы и принципы их функционирования.
Теории
Теории неопатримониализма возникают в западной политической науке как ответ на провал классических теорий модернизации. Этот класс исследований можно отнести к т. н. «демократиям с переменными
».
В отечественной политической науке данная проблематика разрабатывается лишь немногими исследователями
и, несмотря на значительный эвристический потенциал, выпадает из фокуса внимания большинства специалистов. Причины такого маргинального положения теории можно искать в различных факторах, в частности:
родовые травмы отечественной политологии, которые вырождают её в «научный либерализм»;