Mcowkin
- 1 year ago
- 0
- 0
Иван (Иоанн) Егорович Халколиванов (1814—1882) — протоиерей Русской православной церкви , педагог и духовный писатель.
Иван Халколиванов родился в 1814 году в семье священника Саратовской епархии . С 1830 по 1836 год он обучался в Саратовской духовной семинарии , а довершал свое образование в Московской духовной академии , где в 1840 году окончил курс третьим магистром и в том же году был назначен преподавателем словесности во вновь открытую тогда Симбирскую семинарию .
В 1845 году он был рукоположен во священника к Казанско-Богородицкому собору города Самары , бывшего тогда ещё уездным городом Симбирской губернии , и вскоре был возведен в сан протоиерея . С этого времени начинается его широкая педагогическая, пастырская и административная деятельность, обнаружившая его далеко не дюжинные способности, неутомимую энергию, твердый, неподкупно честный характер и жизнь вполне достойную истинного пастыря христовой церкви. Он уже тогда был и первоприсутствующим в местном духовном правлении, и благочинным градских церквей, и цензором проповедей, и катехизатором, и миссионером, и ректором уездного и приходского училищ .
Когда в 1851 году Самара стала губернским епархиальным городом, с присоединением к ней, для образования губернии и епархии, нескольких уездов из прежнего состава Симбирской, Саратовской и Оренбургской губерний, тогда деятельность И. Е. Халколиванова еще более расширилась. Он принял самое живое и деятельное участие в учреждении Симбирской духовной семинарии и епархиального женского училища, причем сам в них по нескольку лет был преподавателем различных предметов, но отказавшись быть законоучителем и местных уездного училища и гимназии .
При участии Ивана Егоровича Халколиванова, вместо Казанско-Богородицкого, Спасо-Вознесенский храм был сделан кафедральным собором , и он был назначен в нём кафедральным протоиереем. При открытии Самарской духовной консистории, как главного органа епархиального управления, Халколиванов стал первоприсутствующим членом её и до конца жизни был советником, строгим и верным исполнителем правительственных распоряжений, блюстителем законов справедливости и неутомимым тружеником, так что накануне смерти с чистою совестью мог сказать, выходя из присутствия консистории, что у него « не осталось ни одной бумаги неисполненною » .
Как миссионер, он своими увещаниями, целесообразным действованием и неутомимою энергиею достиг того, что многие раскольники присоединились к православию на правилах единоверия. Как педагог, он обладал замечательным умением говорить с детьми по-детски, а с взрослыми более серьезно и увлекать тех и других к внимательному слушанию и уважению себя. Вообще это был человек, всю свою жизнь полагавший на служение благу общему и не щадивший себя ради этого блага. Иван Егорович Халколиванов и скончался в этом служении 1 (13) февраля 1882 года через четыре часа после совершенного им с обычным благоговением всенощного бдения под праздник Сретения Господня в Казанско-Богородицком храме, в котором некогда начал свое служение в священном сане .
Пользуясь общим уважением в городе, как вполне достойный деятель на поприще общественного служения, он был постоянно во внимании и у высшего духовного начальства и получил все, возможные в его положении, награды, от скуфьи до ордена Святого Владимира 3 степени и палицы; имел также наперсный крест с драгоценными камнями из Кабинета Его Величества .
Как человек весьма умный и высокообразованный, Халколиванов сделался известным и на учёно-литературном поприще .
Наиболее важные труды автора можно разделить на проповеднические, учебные и миссионерские.
К первому разряду принадлежат:
Ко второму разряду относятся:
К третьему разряду можно отнести:
Наконец, его перу принадлежит еще несколько трудов критико-библиографического характера, как, например, «Заметки на статью: „Письма священника к своему собрату“», в «Страннике» за март 1869 года и «Ответ рецензенту моей книги г. Гренкову», в «Православном собеседнике» за декабрь 1872 года и некоторые другие.