Ложное искушение
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ложное движение» ( нем. Falsche Bewegung ) — фильм 1975 года жанра « роуд-муви » немецкого кинорежиссёра Вима Вендерса по мотивам романа Гёте « Годы учения Вильгельма Мейстера ». Вторая часть из трилогии Вендерса (другие фильмы — « Алиса в городах » ( 1974 ) и « С течением времени » ( 1976 )). В главных ролях — Рюдигер Фоглер и Ханна Шигулла . Фильм стал кинодебютом Настасьи Кински , которая играла под настоящей фамилией Накшиньски.
Послевоенная Германия . Вильгельм Мейстер ( Рюдигер Фоглер ), начинающий писатель, отправляется в Бонн . В поезде он знакомится с двумя странствующими артистами — участником Олимпийских игр 1936 года Лаэртом ( Ханс Кристиан Блех ) и его компаньонкой, немой девочкой Миньон ( Настасья Кински ). Лаэрт умеет играть на губной гармошке , а Миньон выполняет акробатические упражнения. Лаэрт — бывший нацист , которого мучают угрызения совести за то, что он убил еврея. Затем к ним присоединяется актриса Тереза ( Ханна Шигулла ) и поэт Ландау ( Петер Керн ). Вся компания совместно продолжает путешествие.
Участники останавливаются в доме промышленника ( Иван Десни ), испытывающего депрессию. Ночью Вильгельм Мейстер в поисках места для сна приходит в комнату Миньон, принимая её в темноте за Терезу. В постели Миньон начинает целовать его, однако получает пощёчину после того, как Вильгельм включил свет, заподозрив свою ошибку. Утром все рассказывают друг другу свои сны, и путешественники отправляются на прогулку. Вернувшись, они находят промышленника повесившимся. У компании портится настроение, и вскоре она распадается. Сначала их покидает Ландау, затем Вильгельм угрожает Лаэрту убийством, и тот убегает без Миньон. Вильгельм уезжает на Цугшпитце с ощущением, что «упускает что-то с каждым новым движением».
В сцене в поезде Вильгельм видит кровь на сиденье напротив, он решает, что у кого-то из носа шла кровь. Затем он видит Миньон, которая пристально смотрит на него и переводит взгляд на пятна крови, Вильгельм отворачивается в окно, Миньон продолжает смотреть на него. По мнению профессора Пола Коутса, в этой сцене режиссёра Вильгельм подавляет возможность женской сексуальности: кровь также могла быть менструальной .
Сцена в спальне с Миньон является аналогом эпизода из романа, когда главный герой уходит спать после пиршества . Во время ужина Вильгельм и Тереза договариваются, что ночью он придёт к ней в спальню. Вильгельм заходит в темноте в одну из комнат, он видит в постели женщину, раздевается, обнимает её, но понимает, что это не Тереза. Включив свет, он узнаёт Миньон и даёт ей пощёчину, однако затем прикасается к её щеке, словно заинтересованный ею. В фильме сцена на этом заканчивается, однако в печатном сценарии Петера Хандке она изложена иначе: Вильгельм выходит из комнаты, но, передумав, возвращается обратно, после паузы выходит Миньон и идёт в комнату к Лаэрту. Эффект неопределённости здесь меньше: не остаётся сомнений в эротических намерениях Миньон, под вопросом лишь, что в действительности произошло между персонажами. По мнению профессора литературы Теренса Кейва, разница предопределена выбором актрисы — решение представить Миньон просвещённой в сексуальном плане девушкой неизбежно меняет исходные условия загадочной сцены в спальне в оригинальном романе Гёте .
Создатели и актёры фильма были награждены немецкой кинопремией Deutscher Filmpreis (1975) .