Поллок, Руфус
- 1 year ago
- 0
- 0
Руфус Джонс ( англ ., Rufus Matthew Jones ; 25 января 1863 г. — 16 июня 1948 г.) — американский религиозный деятель, писатель, философ, профессор. Был влиятельным американским квакером . Он стал одним из основателей Американского комитета Друзей на службе обществу , а также инициатором квакерской программы помощи детям Германии ( ) после Первой мировой войны . Благодаря его деятельности началось объединение двух ветвей квакерского движения, расколовшегося в первой половине XIX века. Джонса часто называют мистиком . Он умел совмещать науку и либеральные взгляды со своим квакерским мировоззрением. Кроме того, Джонс прочёл первую Свортморскую лекцию в Лондоне в 1908 г. и стал единственным человеком, сделавшим это дважды. Второй раз — в 1920 г. Из-под его пера вышло 56 книг.
Джонс родился в штате Мэн , США, в старой квакерской семье. Его тётя и дядя, Эли и Сибил Джонс, основали школы Друзей в Ливане (тогда бывшем частью Сирии ) и в Палестине . Руфус посещал школу Друзей в Провиденсе, что в Род-Айленде , а затем учился в Хэверфордском колледже в Пенсильвании . Позднее, став доктором педагогических наук в Гарварде , он вернулся в Хэверфорд в качестве профессора психологии и философии.
Узнав на занятиях по естествознанию, что «мир не был создан за шесть дней, а род людской начался не с Адама», нисколько не будучи смущенным предоставленными научными доказательствами, он пришёл к выводу, что «его вера намного прочнее, когда она идёт рука об руку с фактами».
Работы Ральфа Уолдо Эмерсона познакомили Джонса с идеей Джорджа Фокса , как с «одной из величайших историй мистицизма». Это откровение изменило взгляды Джонса на его семейные верования. Из работ ранних квакеров Джонс вынес для себя концепцию Внутреннего Света — центральную идею современного либерального квакерства. Он писал, что суть этой идеи в том, что в человеческой душе есть нечто божественное, нечто от Бога. Причём этот внутренний свет свойственен каждому, вне зависимости от религиозных убеждений.
Но мистицизм Джона всегда был неразрывно связан с чувством ответственности перед всем миром. В 1904 году он опубликовал работу «Социальный закон в духовном мире» (Social Law in the Spiritual World) , в которой ясно изложил свои убеждения, что «следование за Духом и Внутренним Светом Христа» должно непременно быть в связке с «чувством долга…, стремлением строить лучший мир для будущих поколений…, желанием делать нечто реальное и полезное. По-настоящему достойная жизнь должна опираться на оба этих столпа».
В 1917 г., когда Соединённые Штаты вступили в Первую мировую войну , Р. Джонс и Генри Кэдбери основали Американский комитет Друзей на службе обществу ( АКДСО ), чтобы дать возможность молодым отказникам совести принести стране пользу, избежав при этом воинской обязанности . Они стали готовить молодых людей для работы в организациях вроде Санитарной службы Друзей в Европе . К концу войны АКДСО под руководством Джонса взял курс на гуманитарную деятельность. Это привело к созданию Quäkerspeisung — масштабной программы по обеспечению детей питанием, спасшей миллионы немецких детей от голодной смерти.
В 1927 г. Джонс отправился в Азию . Он встретился с Ганди , посетил место рождения Будды и прослушал целый ряд лекций в Китае . Вскоре после этого он принял участие во Всемирной миссионерской конференции в Иерусалиме и призвал её участников быть более открытыми к ценным плодам других мировых религий и «охотно признавать благо в них содержащееся».
После нападений на евреев во время « хрустальной ночи » в ноябре 1938 г. Джонс отправился в Германию, чтобы встретиться с Рейнхардом Гейдрихом (который вскоре станет главным идеологом « Окончательного решения » Гитлера) и просить его смягчить отношение к евреям. Джонс считал, что его с уважением выслушали, в том числе потому, что Гейдрих знал о его программе по обеспечению детей Германии пропитанием. «Данное нам обещание было сдержано», — писал Джонс после войны. «После нашего визита условия изменились, многим евреям удалось перебраться в другие страны».
На протяжении многих лет Джонс искал способ воссоединить ветви американского квакерства, разошедшиеся в первой половине XIX века. АКДСО был первой организацией, в которой представители обеих ветвей действовали сообща. Усилия Джонса были вознаграждены полным примирением, достигнутым, наконец, в середине 1950-х гг., спустя несколько лет после его смерти.