Родился в Самарканде 14 июля 1914 года
(по другим данным — 10 июля
).
Воспитываясь в семье танцовщицы, с детства проявлял интерес к искусству. Вначале занимался пением, имел, по некоторым оценкам, очень хороший голос
.
Творческую карьеру начал в самаркандском самодеятельном кружке «Кук куйлак», организованном балетмейстером
Али Ардобусом
.
В 1928—1929 годах учился в Самаркандском научно-исследовательском институте музыки и хореографии, одновременно выступая как танцовщик
.
В 1929—1932 годах учился в студии при Узбекском Государственном музыкальном театре
.
В 1929 году по приглашению
Кари-Якубова
вступил в труппу Экспериментального Музыкально-драматического театра в Самарканде в качестве актёра и танцовщика
.
В 1930 году принял участие во
в качестве танцовщика в составе труппы Узбекского государственного музыкального театра Наркомпроса УзССР, привезшего на олимпиаду большую концертную программу и два спектакля («Халима» и «Уртоклар»)
.
Работал балетмейстером труппы бухарского еврейского государственного театра при народном комиссариате просвещения Узбекской ССР
.
Находясь в поисках молодых талантов по заданию театрального руководства, впервые увидел свою будущую жену Маргариту на сцене
. В 1935 году Исахар и Маргарита поженились
.
Какое-то время преподавал в Государственном театральном техникуме Наркомпроса УзССР им. Г.Лахути (просуществовавшем в Ташкенте с 1932 по 1939 год), являясь, в то же время, одним из первых его выпускников
.
С 1935 по 1978 год был главным балетмейстером Узбекского ансамбля песни и танца (с 1956 года — ансамбль «Шодлик»)
.
С 1937 года работал балетмейстером в Узбекской государственной филармонии
.
Внешние изображения
В годы
Великой Отечественной войны
участвовал в концертных фронтовых бригадах по призыву «
Всё для фронта, всё для победы!
»
.
Умер 27 сентября 1988 года
в Ташкенте
[
источник не указан 708 дней
]
. Похоронен на Бухарско-еврейском кладбище «Чигатай» (массив Аллон)
.
Семья
Является представителем знаменитой династии
— танцоров узбекского танца.
Мать —
— танцовщица женской половины дворца бухарского эмира
.
Жена —
Маргарита Акилова
(1919—2015) — танцовщица, заслуженная артистка Узбекской ССР (1959), народная артистка Узбекской ССР (1970), бухарская еврейка родом из Самарканда. Вышла замуж за Исахара и переехала вместе с мужем в Ташкент в 1935 году
.
Дочь —
Вилоят
(1937—2022) — советская и узбекская артистка, танцовщица, балетмейстер, хореограф. Народная артистка Узбекской ССР (1989)
.
Правнучка (внучка Вилоят) —
— танцовщица, ведущая солистка ансамбля «Шалом, Ташкент!», победитель фестиваля культурных центров «Узбекистан — наш общий дом», лауреат конкурса «Израиль в музыке и танце»
.
Дочь —
— балетмейстер, заслуженная артистка Узбекистана, солистка Москонцерта, умерла в Израиле в 1998 году
.
Дочь —
(Галя) — специалист по хоровому дирижированию, участница танцевального ансамбля «Братья Акиловы» имени Исахара Акилова
.
Внук — Юрий (сын Гали) — участник танцевального ансамбля «Семья Акиловых»
.
Дочь —
— танцовщица, заслуженная артистка Узбекистана, создатель и участница танцевального ансамбля «Братья Акиловы» имени Исахара Акилова (ансамбль — лауреат Золотого кубка — высшей награды международного фольклорного фестиваля в
Сицилии
)
.
Муж дочери Лолы —
(до брака — Алишаев) — известный в Узбекистане и Израиле
дойрист
, участник танцевального ансамбля «Братья Акиловы» имени Исахара Акилова
.
Сын —
— композитор, живёт в Москве
.
Творческая деятельность
К восемнадцати годам освоил сложную технику танца «
»
. Считался виртуозом его исполнения
.
Первые музыкальные композиции начал создавать в пятнадцатилетнем возрасте, будучи артистом Узбекского музыкального театра
.
В бухарском еврейском государственном музыкальном театре поставил сольные и групповые танцы, используя мелодии песен бухарского
шашмакома
, узбекских и таджикских
макомов
. К их числу относятся танец на восемь исполнителей «
», на три исполнителя — «
», на двух исполнителей — «
»
.
В своём творчестве обращался к изображению в хореографических композициях жизни людей советской эпохи. К числу таких композиций относятся
сюиты
«
», «
», массовый женский танец «
»,
.
Поставил популярные, исполняющиеся и по сей день классические танцы «
Лязги
», «
», «
», «
»
.
Поставленный Исахаром Акиловым с приложением всех его знаний и умений
принёс ему огромную славу
.
1969 — балет «
» (композитор
) — постановка хореографии (совместно с
) в
Ташкентском театре
.
Отзывы, оценки, критика
По мнению
Рафаэля Некталова
, Исахар Акилов, будучи одним из основателей современной школы хореографии классического узбекского танца, талантливым балетмейстером, выдающимся виртуозом-танцором, имел самое прямое и непосредственное отношение к зарождению профессионального театрального искусства бухарских евреев, развитию их музыкальной культуры, воплотил, осмыслил и придал законченный классический вид бухарскому танцу, открыл миру его виртуозность, величие, красоту и блеск, оставил яркий след в памяти благодарных зрителей
.
Особую роль в профессиональных творческих успехах Исахара Акилова сыграл его друг и наставник
Народный артист СССР
Игорь Моисеев
, по мнению которого, «
жемчужиной сада узбекского танца
» являлся созданный Акиловым танец «
»
.
И. Акилов — один из основоположников узбекской хореографии, один из создателей современного сценического танца.
Это балетмейстер нового склада, сумевший приблизить народные ритмы к современности, не нарушая при этом установившихся традиций. Танцы И. Акилова отличаются самобытностью, национальным колоритом, богатством и. разнообразием форм, эмоциональностью и содержательностью.
Все это он черпает из неиссякаемого родника народного творчества.
—
Посвятив свою жизнь идеалам равенства, свободы, интернационализма, являлся пламенным патриотом своего народа, оказывал постоянные помощь и поддержку бухарско-еврейским студентам ташкентских института культуры, театрального института, консерватории. Содействовал их продвижению, профессиональному и карьерному росту, участию в записи грампластинок, на телевидении, в ансамбле «Гостелерадио», танцевальных группах
.
По мнению Вилаят Акиловой, вся жизнь Исахара Акилова (как и всей династии Акиловых) была посвящена сохранению бухаро-самаркандских танцев
.
Трудами Исахара и Маргариты Акиловых бывшая самодеятельная танцевальная группа, созданная из любителей танца во дворце культуры Ташкентского текстильного комбината, реорганизованная в 1955 году (с участием
М. Тургунбаевой
) в ансамбль «Бахор», была поднята на профессиональный уровень, что было отмечено званием лауреата и золотой медалью
Международного фестиваля молодежи 1957 года в Москве
, званием Государственного ансамбля народного танца Узбекистана в 1960 году, хореографической премией «Золотая туфелька» 1977 года в
Венгрии
. Дважды коллектив удостаивался чести выступать в
Кремлёвском дворце съездов
. По мнению тогдашнего министра культуры
Михайлова
, руководимый Акиловым ансамбль «Бахор» пользовался на фестивале 1957 года в Москве большим успехом
.
И в
Средней Азии
и за её пределами пользовались большой популярностью созданные Исахаром и Маргаритой Акиловыми танцевальные ансамбли «Бахор» и «Шодлик»
.
По мнению
А. Рыбника
, в крови Исахара Акилова были глубокое чувство стиля, талант проникновения в безбрежный мир народной хореографии, увлечённость ею. Ему была присущи умения творить, экспериментировать, хранить и продолжать традиции, находить и раскрывать таланты
.
По мнению
, созданный Исахаром Акиловым «
» обладает ярко выраженным национальным колоритом, является шедевром мужского сценического танцевального мастерства, неповторимым украшением узбекской мужской танцевальной классики, бессмертным наследием для будущих поколений
.
По мнению Л. Авдеевой, именно Исахару Акилову принадлежит честь создания школы современного сценического бухарского танца, обладающего сюжетом и в массовой и сольной формах
.
На состоявшихся в 1935 году в Москве первых гастролях бухарско-еврейского музыкально-драматического театра Наркомпроса УзССР танец «Чархи ду зону» в исполнении Исхара Акилова имел столь большой успех, что он был включён в состав танцевальной группы, готовившейся к поездке в
Лондон
на
. Включению способствовали ашкеназские евреи, занимавшие в то время важные посты в СССР
.
По мнению
, Исахар Акилов, создав разнообразные формы бухарского сценического танца (традиционно-классический танец «Бухоро юлдузи», сюиты «Эпоха свободы», «Праздник труда», массовый женский танец «Привет девушкам» и др.), заложил основы профессиональному сценическому бухарскому танцу
.
По мнению
, благодаря дружбе с
Вижетемалой
, Исахару Акилову удалось стать знатоком
индийских танцев
и даже поставить два индийских танца
.
Будучи выдающимся пропагандистом народного танца сыграл большую роль в развитии узбекского балета
.
1959 —
Орден «Знак Почёта»
— за выдающиеся заслуги в развитии узбекского искусства и литературы и в связи с декадой узбекского искусства и литературы в гор. Москве
.
Именем Исахара Акилова была названа улица в Ташкенте
. В 2013 году решением сессии Ташкентского городского Совета народных депутатов улица была переименована в улицу Кохинур (
узб.
Ko‘hinur ko‘chasi
)
.
В Ташкенте, на доме по адресу массив Буюк Ипак Йули, 11, в котором жил Исахар Акилов, установлена мемориальная доска
.
Имя Исахара Акилова носит танцевальный ансамбль «
» в Израиле
.
Библиография
Каримова Р. З.
Узбекские танцы в постановке Исахара Акилова / под общей редакцией доктора искусствоведения, профессора М. Х. Кадырова. — Ташкент : Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1987. — 398 с. —
3000 экз.
Ахмедов Махмуд.
Исахар Акилов. Очерки о жизни и деятельности [балетмейстера] :
[
узб.
]
. — Ташкент : Изд-во лит. и искусства, 1975. — 68 с. —
3000 экз.
Фильмография
1958 — «
Очарован тобой
» — балетмейстер принимавшего участие в съёмках ансамбля «Бахор».
↑
(неопр.)
.
Фонд Ташкент
. Дата обращения: 6 февраля 2022.
6 февраля 2022 года.
↑
Вилоят Акилова.
Династия Акиловых на сцене 200 лет : К 100-летию выдающегося хореографа и танцора Исахара Акилова //
The Bukharian Times
: газета общины бухарских евреев америки. — 2014. — № 649 (18—24 июля). — С. 26—27.
↑
, с. 6.
.
Узбекская опера : От возникновения до конца шестидесятых годов XX века. — 2-е изд., испр. и доп. —
М.
: Сов. композитор, 1984. — С. 59. — 288 с.
Театральное образование Узбекистана (к вопросу воспитания национального актера) : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.01. — Ташкент, 1985. — С. 61, 66. — 163 с.
, с. 439.
↑
, с. 17.
// IV всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования» (Россия, г. Москва, Московская государственная академия хореографии, 28 мая 2020 года) : Доклады по направлению «Искусство и хореографическое образование в годы Великой Отечественной войны» / Московская государственная академия хореографии. — Москва : МГАХ, 2020. — С. 62—67. — 136 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 21 июня 2022.
19 сентября 2020 года.
↑
Дилафрўз Абдусалим қизи.
(рус.)
.
Muzaffar.uz
(12 октября 2021). Дата обращения: 5 февраля 2022.
Саодат Халилова.
(рус.)
.
Культура.уз
(22 апреля 2019). Дата обращения: 5 февраля 2022.
5 февраля 2022 года.
↑
Гитлин С. И.
.
/ С. И. Гитлин. — Тель-Авив, 2004. — Т. 2. — С. 750—751. — 543—918 с.
(неопр.)
.
Культура.уз
(23 февраля 2015). Дата обращения: 11 февраля 2022.
11 февраля 2022 года.
↑
(рус.)
.
Sputnik Таджикистан
(2 февраля 2022). Дата обращения: 5 февраля 2022.
3 февраля 2022 года.
↑
(неопр.)
.
The Congress of Bukharian Jews of the USA and Canada
. Дата обращения: 6 февраля 2022.
6 февраля 2022 года.
↑
(неопр.)
.
The Congress of Bukharian Jews of the USA and Canada
. Дата обращения: 7 февраля 2022.
Бухарские евреи :
[
рус.
]
. — Нью-Йорк, 1983. — С. 75. — 187 с.
↑
// Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической
конференции (Белгород, 8 февраля 2019 г.) : в 4 т. / отв. ред. Ю. В. Бовкунова, С. Н. Зенин, А. А. Шакмаков, М. Е. Мережко. — Белгород : БГИИК, 2019. — Т. 1. — С. 146—150. — 296 с. —
ISBN 978-5-91756-111-0
.
// Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. — 2019. — № 2 (48). — С. 61—64. —
ISSN
.
Узбекская драматургия на русской сцене Узбекистана : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01. — Ташкент, 1984. — С. 79. — 156 с.
, с. 66.
, Узбекский театр оперы и балета, с. 527.
И. А. Моисеев
.
Из неиссякаемого родника народного творчества // Узбекские танцы в постановке Исахара Акилова / под общей редакцией доктора искусствоведения, профессора М. Х. Кадырова. — Ташкент : Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1987. — С. 5. — 398 с. —
3000 экз.
Неиссякаемый источник узбекского танцевального искусства :
[
рус.
]
// Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. The 9th International symposium proceedings (January 27, 2016), Vienna / Koenig L. (Ed.). — Vienna : «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2016. — С. 3—7. — 366 с. —
ISBN 3-903063-95-9
. —
ISBN 978-3-903063-95-2
.
: Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Ташк. гос. ун-т им. В. И. Ленина. — Ташкент, 1974. — С. 248. — 337 с.
//
. — 2020. — № 4. — С. 55—57. —
ISSN
. —
doi
:
.
Гитлин С. И.
.
: появление в регионе, история, исход = Historical fortunes of Jews of the Middle Asia / Семен Гитлин. — Тель-Авив, 2008. — С. 529. — 857 с. —
ISBN 978-965-555-337-6
.
История бухарских евреев : новый и новейший период (1865-2000) : в 2-х томах = The history of the Bukharian jews / Всемир. конгр. бух. евреев, Клуб "Рошнои-Light" inc. ; дир. проекта Роберт Пинхасов. — Нью-Йорк, 2005. — Т. 2. — С. 279—298. — 439 с. —
ISBN 097251354X
.
Л. Левина, Л. Попова.
Узбекская ССР // Все о балете : Словарь-справочник / Сост. Е. Я. Суриц ; Под ред. Ю. И. Слонимского. —
М.
;
Л.
: Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1966. — С. 118. — 455 с.
Роберт Пинхасов
,
,
.
Улицы имени бухарских евреев // Евреи: бухарские, горские, грузинские в водовороте истории :
[
англ.
]
. — Нью Йорк, 2017. — С. 146. — 273 с. —
ISBN 1936755211
. —
LCCN
.
Robert Pinkhasov
,
.
Streets named after Bukharian Jews // The Bukharian and Mountain Jews in the Whirlpool of History :
[
рус.
]
. — New York, 2018. — С. 144. — 437 с. —
ISBN 1936755165
. —
LCCN
.
(узб.)
.
daryo.uz
(14 января 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022.
10 февраля 2022 года.
1558. Сказание о Сиявуше // Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог (1976—1977). —
М.
: Нива, 1997. — С. 125. — 344 с. —
7000 экз.
—
ISBN 5-88289-010-1
.
(рус.)
.
Культура.уз
(31 августа 2021). Дата обращения: 6 февраля 2022.
6 февраля 2022 года.
Литература
А. Рыбник
.
* * * // Узбекские танцы в постановке Исахара Акилова / Автор книги
Каримова Р. З.
, под общей редакцией доктора искусствоведения, профессора М. Х. Кадырова. — Ташкент : Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1987. — С. 5—7. — 398 с. —
3000 экз.
Узбекская Советская Социалистическая Республика. Энциклопедический справочник. — Ташкент : Главная редакция Узбекской советской энциклопедии, 1981. — 560 с.
Л. Авдеева.
Введение // Бухарский танец / Автор книги
Каримова Р. З
. — Ташкент : Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1977. — С. 5—17. — 130 с. —
1500 экз.
Шумилова Э. И.
// Музыка и хореография современного балета : сборник статей. — Ленинград : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974. — Вып. 1. — С. 61—75. — 293 с.
Балет: энциклопедия / Гл. ред.
Ю. Н. Григорович
. —
М.
: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
Дополнительное чтение
Jalilova S. S.
: O’quv qo‘llanma bakalavriat yo’nalish bo’yicha 5111000 – kasb ta’limi (5151300 –xoreografiya) :
[
узб.
]
/
. — Toshkent, 2020. — 101 с.
Saitova E. Y., Abraykulova N. E.
:
[
узб.
]
. — Toshkent : «Fan va texnologiya», 2015. — 128 с. —
300 экз.