Галибин, Александр Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Бхадраварман I — тямский царь ( дхармамахараджа ), правивший в V — начале VI века на территории Центрального Вьетнама . Границы его государства, судя по всему, простирались от долины реки Тхубон (современная провинция Куангнам ) на севере до устья реки Даранг (современная провинция Фуйен ) на юге. Известен благодаря нескольким своим надписям, сохранившимся до наших дней. Считается основателем храмового комплекса Мишон и культа ишвары .
Бхадраварман известен по принадлежащим ему надписям из Мишона (храмовый комплекс А1, номер надписи С.72) и из (номер надписи С.41), сохранившимся в современных центральновьетнамских провинциях Куангнам и Фуйен соответственно. Возможно также, что ко времени Бхадравармана I (или его непосредственных преемников) принадлежат также надписи на санскрите , обнаруженные в (номер надписи С.105) и (номер надписи С.147), также расположенных в провинции Куангнам, и текст на древнечамском языке , сохранившийся в (община Тиемшон, номер надписи С.174) . Кроме того, сведения о Бхадравармане содержатся в более поздних надписях, найденных в Мишоне (надписи под номером C.73 и C.81 ).
С точки зрения палеографии , сохранившиеся надписи Бхадравармана I относятся к V веку , хотя некоторые исследователи (в частности, У. Саусворт, А.-В. Швейер) относят их к началу VI века . Содержание этих надписей не позволяет определить ни происхождение Бхадравармана, ни его место в череде ранних тямских правителей . Единственный ориентир даёт наскальная надпись из Мишона (С.73), из содержания которой следует, что Бхадраварман был предшественником царя Рудравармана , подтвердившего его земельные пожалования храму .
Размеры царства Бхадравармана можно определить довольно условно от долины реки Тхубон (современная провинция Куангнам ) на севере до устья реки Даранг (современная провинция Фуйен ) на юге, исключительно исходя из распространённости его надписей, дошедших до наших дней. Согласно французскому археологу и филологу- ориенталисту , сохранившиеся письменные памятники являются единственными свидетельствами сложной политической системы, включавшей в себя несколько речных долин Центрального Вьетнама от Тхубона до Даранга, название которой до нас не дошло. Как долго царство с центром в долине реки Тхубон распространялось на эти территории, достоверно неизвестно; вполне возможно, что после смерти Бхадравармана размеры его царства некоторым образом сократились .
В этих надписях в отношении подвластной Бхадраварману страны ещё не употребляется слово Чампа ( Тямпа ), при этом надписи содержат некоторые сведения о религии и социально-политическом устройстве его царства. Что касается религии, то при Бхадравармане был учреждён культ ишвары Бхадрешвары ( Бхадрешварасвамина , в переводе «Благосклонный Господь» ), сохранившийся и при последующих тямских царях. Кроме Бхадрешвары его подданные поклонялись индуистской Тримурти и стихиям, а также Агни и Притхиви . Если надпись из Донг Йен Тяу, судя по её шрифту, относится ко времени правления Бхадравармана, то при нём существовал ещё и культ царского змея- наги , а также была известна идея ада, куда попадали осквернители змея-наги, обречённые пребывать там вместе «с семью поколениями своей семьи». Бхадраварман пожаловал храму Бхадрешвары в Мишоне земельные владения, чётко определив их границы в надписи, обнаруженной в Тиемшоне (C.147) . Размежевание земель для подтверждения границ пожалованных владений упоминается также в мишонских надписях под номерами C.72 и C.73A .
Надписи Бхадравармана повествуют о том, что он носил титул «великого царя» ( махараджи ) или «праведного великого царя» ( дхармамахараджи ) и существовали некие претенденты на царский титул ( раджаматра ), в них упоминаются храмы и рядовые крестьяне ( кутумбины ), вероятно, платившие храму десятую часть своих доходов ( ануграха ). Население царства Бхадравармана, судя по всему, было древнетямским (как минимум частично) . Анализ надписей показывает существенный уровень разделения труда в этом царстве, упоминание царя, его родственников, служителей храмов, резчиков по камню, писцов, рабов и крестьян указывает на сложную организацию этого общества. При этом тексты Бхадравармана не содержат никакого указания ни на его армию, ни на флот .
Ранее предпринимались попытки отождествления Бхадравармана с тямскими царями Линьи , известными благодаря древнекитайским источникам, к примеру, отождествлял его с царём (ок. 382 — 413 ), а Жорж Сёдес — с царём (ок. 349 — 382 ), что с самого начала подвергалось критике (например, со стороны У. Саусворта) . Современные исследования показывают, что прямолинейное отождествление данных древнекитайских источников о царстве Линьи и эпиграфических свидетельств долины реки Тхубон вряд ли возможно .