Юсупов, Феликс Феликсович
- 1 year ago
- 0
- 0
Феликс Лабис ( 9 марта 1905 , Маршьен — 27 января 1982 , Нёйи-сюр-Сен ) — французско-бельгийский живописец , театральный художник , иллюстратор . Сюрреалист . Член Академии изящных искусств Франции (посмертно с 1996).
Семья Лабиса происходила из Дуэ , на севере Франции, но после Первой мировой войны переехала в Остенде ( Бельгия ), где они купили рыболовное судно. Феликс был призван на военную службу в Камбре .
Самоучка. Испытал сильное влияние творчества Джеймса Энсора . В 1927 году основал свою студию в Остенде. Вместе со своим другом Анри Сторком основал «Галерею современного искусства» и «Club du Cinéma de Ostende».
В 1932 году поселился в Париже , где он подружился с видными деятелями культуры Антоненом Арто , Жаном-Луи Барро и Робером Десносом . В 1935 году сблизился с группой сюрреалистов, в том числе, Полем Дельво , Максом Эрнстом , Андре Массоном и Рене Магриттом , а также поэтами Жаком Превером и Раймоном Кено .
В начале Второй мировой войны в 1939 году был мобилизован, вернулся с фронта в Париж в 1940 году и стал одним из ведущих молодых французских художников.
С 1943 года полностью посвятил себя живописи и сценографии . В 1947 году стал членом парижской группы сюрреалистов «Révolutionnaire». Деятельность группы, существовавшей в течение 18 месяцев, была направлена на примирение революционной марксистско-ленинской деятельности и свободы творчества, в том числе, через сюрреализм . Осуждение деятельности группы «Révolutionnaire» основателем сюрреализма Андре Бретоном , знаменовало собой первый серьёзный раскол в сюрреализме после Второй мировой войны.
Как художник дебютировал в 1922 году. В 1935 году был автором декораций к спектаклю «Вокруг матери» Фолкнера (театр «Ателье»). В дальнейшем участвовал в постановках Ж. Л. Барро и в других спектаклях парижских театров.
В январе 1938 года выставлялся во Дворце изящных искусств Брюсселя.
Сюрреалист в станковой живописи, Ф. Лабис в своих театральных работах — «Фарс мрака» Гельдероде (театр «Гран Гиньоль», 1952), балет «Ловушка света» Дамаза (труппа «Балет маркиза де Куэвас», 1952) и других, тяготея к фантастическим, необычным образам, избегал нарочитой деформации действительности. Декорации художника выполнены обычно плоскостно, с резко очерченными контурами предметов и большими поверхностями, окрашенными ровным локальным светом.
Оформил спектакли: «Ночи гнева» Салакру (1946), «Процесс» по Кафке (1947), «Полуденный раздел» Клоделя (1948), «Орестея» Эсхила (1955) — в «Театре Мариньи», «Обольститель» Фаббри (1956) — в театре «Мишодьер» и др.
Автор ряда картин в жанре ню , портретов , сюрреалистических пейзажей и существ, жанровых сцен, животных, сюрреалистических женских образов в символическом и фантастически-реалистическом стиле.
Работы Лабиса хранятся ныне в музеях Лос-Анджелеса , Роттердама , Брюсселя, Остенде , Дуэ, Лилля , Канн .