Interested Article - Гурецкий, Хенрик Миколай

Хе́нрик Мико́лай Гуре́цкий ( польск. Henryk Mikołaj Górecki [ˈxɛnrɨk mʲiˈkɔwaj ɡuˈrɛtski] ; 6 декабря 1933 , Черница, под Рыбником , Силезия 12 ноября 2010 , Катовице ) — польский композитор.

Биография

Родился в скромной семье, любящей музыку. Двухлетним ребёнком потерял мать. Заболел костным туберкулёзом , почти два года провёл в больнице, пережил четыре операции. В 1952 году начал учиться в Рыбникской высшей музыкальной школе (кларнет, скрипка, фортепиано, теория музыки), закончил четырёхлетний курс за 3 года. Начал сочинять. Впервые его сочинения, отмеченные влиянием К. Шимановского и Б. Бартока , были исполнены в 1958 году . К 1960-м годам он уже вобрал авангардный опыт А. Веберна , Я. Ксенакиса , П. Булеза . Его Первая симфония, исполненная на фестивале молодежи в Париже, получила международное признание. Он продолжил учёбу в Париже, где испытал влияние О. Мессиана и К. Штокхаузена . Несмотря на признание во Франции, Гурецкий вернулся в Польшу и, за исключением короткого пребывания в Берлине , никогда не покидал страну. С 1968 года преподавал композицию в Катовицкой высшей музыкальной школе, с 1975 года — профессор; воспитал нескольких известных учеников, в их числе Эугениуш Кнапик , и родного сына Миколая Гурецкого (р. 1971), который также является профессиональным композитором .

Подал в отставку в 1979 году в знак протеста против запрета польских властей на приезд в страну Папы Римского Иоанна Павла II .

Умер 12 ноября 2010 года . Был кремирован и похоронен на кладбище в городе Катовице.

Творчество

Зрелая музыка Гурецкого — образец сакрального минимализма , направления, которое представляют также Арво Пярт , Петерис Васкс , Гия Канчели , Владимир Мартынов , София Губайдулина и др.

Ключевое и наиболее известное сочинение — Третья симфония для сопрано и оркестра «Симфония скорбных песнопений» ( 1976 ). Исполненная Дон Апшоу и Лондонской симфониеттой ( 1992 ), запись симфонии разошлась более чем миллионом экземпляров и принесла композитору мировую известность.

Последним произведением Хенрика Гурецкого является Симфония № 4, посвящённая польскому композитору Александру Тансману , впервые исполненная посмертно Лондонским филармоническим оркестром в 2014 году .

Сочинения

  • op. 1 Cztery preludia для фортепиано ( 1955 )
  • op. 2 Toccata для двух фортепиано ( 1955 )
  • op. 3 Trzy pieśni ( 1956 )
  • op. 4 Wariacje для скрипки и фортепиано ( 1956 )
  • op. 5 Quartettino для двух флейт, гобоя и скрипки ( 1956 )
  • op. 6 I Sonata для фортепиано ( 1956 / 1984 / 1990 )
  • op. 7 Pieśni o radości i rytmie для двух фортепиано и камерного оркестра ( 1956 )
  • op. 8 Sonatina w jednej części для скрипки и фортепиано ( 1956 )
  • op. 9 Pięć małych preludiów для фортепиано ( 1956 )
  • op. 10 Sonata для двух скрипок ( 1957 )
  • op. 11 Koncert для пяти инструментов и струнного квартета ( 1957 )
  • op. 12 Epitafium для смешанного хора и камерного ансамбля ( 1958 )
  • op. 13 Pięć utworów для двух фортепиано ( 1959 )
  • op. 14 I Symfonia «1959» для струнного оркестра и перкуссии
  • op. 15 Trzy diagramy для флейты соло ( 1959 )
  • op. 16 Monologhi для сопрано, двух арф и перкуссии ( 1960 )
  • op. 17 Scontri для оркестра ( 1960 )
  • op. 18 Diagram IV для флейты соло
  • op. 19 Genesis — цикл из трёх сочинений для разных инструментальных ансамблей:
  • I — Elementi per tre archi для струнного трио ( 1962 )
  • II — Canti strumentali per 15 esecutori ( 1962 )
  • III — Monodram per soprano, metalli di percussione e sei violbassi для сопрано, перкуссии и шести контрабасов ( 1963 )
  • (b.op.) Trzy utwory w dawnym stylu для струнного оркестра ( 1963 )
  • op. 20 Choros I для струнного оркестра ( 1964 )
  • op. 21 Refren для оркестра ( 1965 )
  • op. 22 Muzyczka I для двух скрипок и гитары ( 1967 )
  • op. 23 Muzyczka II для 4 труб, четырёх тромбонов, двух фортепиано и перкуссии ( 1967 )
  • op. 24 Muzyka Staropolska для оркестра ( 1969 )
  • op. 25 Muzyczka III для трех альтов ( 1967 )
  • op. 26 Cantata для органа соло ( 1968 )
  • op. 27 Canticum graduum для оркестра ( 1969 )
  • op. 28 Muzyczka IV «Koncert puzonowy» для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано ( 1970 )
  • op. 29 Ad Matrem для сопрано, смешанного хора и оркестра ( 1971 )
  • op. 30 Dwie pieśni sakralne для баритона и оркестра ( 1971 ); op. 30b — для баритона и фортепиано
  • op. 31 II Symfonia «Kopernikowska» для сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра ( 1972 )
  • op. 32 Euntes ibant et flebant для смешанного хора a cappella ( 1972 )
  • op. 33 Dwie piosenki на стихи Ю. Тувима для четырёх голосов ( 1972 )
  • op. 34 Trzy tańce для оркестра ( 1973 )
  • op. 35 Amen для смешанного хора ( 1975 )
  • op. 36 Третья симфония «Симфония печальных песен» («Symfonia pieśni żałosnych») для сопрано и симфонического оркестра ( 1976 )
  • op. 37 Trzy małe utworki для скрипки и фортепиано ( 1977 )
  • op. 38 Beatus Vir для баритона, смешанного хора и оркестра, посвящено папе Иоанну Павлу II ( 1979 )
  • op. 39 Szeroka woda, 5 песен для смешанного хора a cappella ( 1979 )
  • op. 40 Koncert для клавесина (или фортепиано) и струнного оркестра ( 1980 )
  • op. 41 Mazurki для фортепиано ( 1980 )
  • op. 42 Dwie pieśni на слова Ф. Гарсиа Лорки для голоса и фортепиано ( 1956 / 1980 )
  • op. 43 Błogosławione pieśni malinowe на слова Ц. К. Норвида для голоса и фортепиано ( 1980 )
  • op. 44 Miserere для большого смешанного хора a cappella ( 1981 )
  • op. 45 Wieczór ciemny się uniża, 5 народных песен для смешанного хора a cappella ( 1981 )
  • op. 46 Wisło moja, Wisło szara, народные песни для смешанного хора a cappella ( 1981 )
  • op. 47 Kołysanki i tańce для скрипки и фортепиано ( 1982 )
  • op. 48 Śpiewy do słów J. Słowackiego для голоса и фортепиано ( 1983 )
  • op. 49 Trzy kołysanki для смешанного хора a cappella ( 1984 / 1991 )
  • op. 50 Ach, mój wianku lewandowy, 7 песен для смешанного хора a cappella ( 1984 )
  • op. 51 Idzie chmura, pada deszcz, 5 народных песен для смешанного хора a cappella ( 1984 )
  • op. 52 Utwory różne для фортепиано ( 1956 1961 / 1990 )
  • op. 53 Recitativa i ariosa «Lerchenmusik» для кларнета, виолончели и фортепиано ( 1984 / 1985 / 1986 )
  • op. 54 Pieśni Maryjne, 5 песен для смешанного хора a cappella ( 1985 , исп. 13.11. 2005 )
  • op. 55 O Domina nostra. Medytacje o Jasnogórskiej Pani Naszej для сопрано и органа ( 1985 )
  • op. 56 Pod Twoją obronę для 8 голосов смешанного хора a cappella ( 1985 )
  • op. 57 Na Anioł Pański biją dzwony для смешанного хора a cappella на слова К. Тетмайера ( 1986 )
  • (b.op.) Pieśni kościelne, 21 песня для смешанного хора a cappella ( 1986 )
  • op. 58 Dla Ciebie, Anne-Lill для флейты и фортепиано ( 1986 / 1990 )
  • op. 59 Aria «scena operowa» для тубы, фортепиано, тамтама и большого барабана ( 1987 )
  • op. 60 Totus Tuus для смешанного хора a cappella ( 1987 )
  • op. 61 Przybądź Duchu Święty для смешанного хора a cappella ( 1988 )
  • op. 62 Już się zmierzcha, muzyka na kwartet smyczkowy ( 1988 )
  • op. 63 Good Night для сопрано, альт-флейты, фортепиано и 3 тамтамов ( 1990 )
  • (b.op.) Intermezzo для фортепиано ( 1990 )
  • op. 64 Quasi una fantasia (II струнный квартет) ( 1990 1991 )
  • op. 65 Concerto-cantata для флейты и оркестра ( 1992 )
  • op. 66 Kleines Requiem für eine Polka для камерного ансамбля ( 1993 )
  • op. 67 III струнный квартет …pieśni śpiewają ( 1993 1995 / 2005 , исп. 15.10.2005, Кронос-квартет )
  • op. 68 Trzy pieśni do słów Marii Konopnickiej для голоса и фортепиано ( 1954 1955 / 1995 )
  • op. 69 Trzy fragmenty do słów Stanisława Wyspiańskiego для голоса и фортепиано ( 1996 )
  • op. 70 Valentine Piece для флейты и колокольчика ( 1996 )
  • op. 71 [Кларнетный квинтет, для кларнета и струнного квартета] ( 1996 )
  • op. 72 Salve, Sidus Polonorum для большого смешанного хора, органа, двух фортепиано и перкуссии ( 1997 )
  • op. 73 Mała fantazja для скрипки и фортепиано ( 1997 )
  • op. 75 Hej, z góry, z góry! kóniku bury, 5 народных песен для хора a capella или для голоса и фортепиано ( 2003 )
  • op. 76 Lobgesang для смешанного хора и колокольчиков ( 2000 )
  • op. 78 Quasi una fantasia, версия для большого струнного оркестра op.64) ( 2002 )
  • op. 79 Dla Jasiunia, три пьесы для скрипки и фортепиано ( 2003 )
  • op. 80 Po co żeś tu przyszło Siwa Mgło, для двух скрипичных групп ( 2003 )
  • op. 81 Pieśń Rodzin Katyńskich для смешанного хора a cappella ( 2004 , исп. 13.11. 2005 )
  • op. 83 Kyrie для хора и камерного оркестра ( 2004 2005 )
  • op. 85 Четвёртая Симфония «Эпизоды Тансмана » для фортепиано, органа и симфонического оркестра ( 2006 )

Признание и награды

Орден Белого орла ( 2010 ), Орден Возрождения Польши 2 степени ( 2003 ), Орден Возрождения Польши 3 степени ( 1994 ), Орден Святого Григория Великого ( 2009 ), Орден Ecce Homo ( 2000 ). Доктор honoris causa Университета кардинала С. Вышиньского ( Варшава ) (1993).

Примечания

  1. Litweiler J. Henryk Gorecki // (англ.)
  2. Henryk Gorecki // — 2005.
  3. . Дата обращения: 16 марта 2019. 20 апреля 2018 года.
  4. . Дата обращения: 16 марта 2019. 19 июля 2019 года.

Литература

  • Thomas A. Górecki. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford UP, 1997.
  • Bogusław M. Maciejewski . Gorecki — His Music And Our Times . — London: Allegro Press, 1994. ISBN 0-9505-6196-7 .
  • Вискова И. В. Хенрик Миколай Гурецкий: путь композитора от авангарда к духовной музыке // XXXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. — Москва: Изд-во ПСТГУ, 2021. — 236 с. — С. 227—230

Ссылки

Источник —

Same as Гурецкий, Хенрик Миколай