Interested Article - Макдональд, Брайан

Брайан Рональд Макдональд ( англ. Brian Ronald Macdonald ; 14 мая 1928 , Монреаль 29 ноября 2014 , Стратфорд , Онтарио ) — канадский танцовщик , хореограф , театральный режиссёр и музыкальный педагог . Один из наиболее успешных хореографов и режиссёров в истории Канады, компаньон ордена Канады , лауреат премии Молсона и Премии генерал-губернатора , номинант « Тони ».

Биография

Брайан Макдональд начал своё актёрскую карьеру в детстве в постановках монреальского радио. Также в детстве он обучался фортепианной игре, мечтая стать пианистом , в то время как родители прочили его в юристы. По воспоминаниям самого Макдональда, всё изменилось в 1944 году, когда он с матерью посетил в монреальском постановку « Петрушки » Стравинского . После этого Брайан «заболел» балетом и в 1945 году уже стал учеником ведущих монреальских преподавателей танца — Элизабет Лиз и Жеральда Кревье. Одновременно, с 1943 по 1947 год, он учился в Университете Макгилла , получив там первую академическую степень по английскому языку и литературе. В студенческие годы Макдональд участвовал в университетских ревю как танцовщик и хореограф .

С 1947 по 1949 год Макдональд работал музыкальным критиком в газете . В летние месяцы он посещал танцевальную школу Силии Франки в Торонто и стал членом первого состава Национального балета Канады , но уже в 1953 году тяжёлая травма левой руки (после которой он до конца жизни не мог двигать тремя пальцами ) заставила его завершить танцевальную карьеру. Переключившись на постановку балетов, Макдональд начал работать хореографом на CBC-TV . В 1956 году он стал основателем недолговечной балетной труппы Монреальского театра, целью которой была постановка балетов канадских авторов, а на следующий год поставил в Университете Макгилла ставшее затем классическим сатирическое ревю My Fur Lady («Моя мохнатая леди») . В этой постановке участвовала первая жена Брайана — балерина Оливия Уайетт, спустя два года погибшая в автомобильной аварии .

С 1958 года началось многолетнее сотрудничество Макдональда с Королевским балетом Виннипега . С этой труппой он в частности поставил первый канадский многоактный балет «Роз Латюлип» на музыку в 1966 году. В 1964—1967 годах Макдональд, создавший себе к этому времени международную репутацию, был художественным директором Королевского балета Швеции , где познакомился со своей будущей второй женой — балериной Аннетт ав Пауль. После Швеции он занимал должность художественного директора в балетных труппах Нью-Йорка ( ) и Израиля ( танцевальная труппа «Бат-Шева» ). С 1974 по 1977 год Макдональд был художественным директором, а с 1980 по 1990 год — основным хореографом монреальского Les Grands Ballets Canadiens . Последней крупной работой Макдональда как хореографа стал «Реквием 11 сентября» на музыку Джузеппе Верди , премьера которого прошла в Национальном центре искусств в Оттаве в 2002 году .

В 80-е годы Макдональд приобрёл известность как театральный режиссёр. Уже в 1972 году он поставил свою первую оперу, « Так поступают все », в Национальном центре искусств, а его следующая постановка с той же труппой, «Золушка» Массне , получила международное признание и с успехом прошла в Сан-Франциско, Вашингтоне, Нью-Йорке и Париже. Успешной на международном уровне стала и работа Макдональда с Канадской оперой , где он поставил в 1990 году « Мадам Баттерфляй ». Он также ставил спектакли в Милане, Сиднее и Лондоне. Как заместитель директора Стратфордского Шекспировского фестивал Макдональд за 16 лет поставил там 19 оперетт и мюзиклов , включая комическую оперу « Микадо » Артура Салливана , прошедшую позже в Лондоне и Нью-Йорке и принесшую ему в 1987 году две номинации на премию « Тони » . «Микадо» и более поздняя постановка мюзикла Джима Уайза «Дамы в море» также были отмечены канадской театральной премией «Дора» . Во второй половине 1990-х годов Макдональд, занимавший должность художественного консультанта Национального центра искусств, снова ставил там «Микадо», а также оперу Бриттена « Блудный сын ». К этому же периоду относятся два балетных телеспектакля на музыку 1-го и 5-го струнных квартетов Мюррея Шафера . Макдональд продолжал работать как режиссёр почти до самой смерти, в октябре 2014 года обновив с Канадской оперой постановку «Мадам Баттерфляй» .

С 1982 по 2001 годы Макдональд также был директором летней танцевальной программы в Банффском центре дополнительного образования . Благодаря ему на основе этой программы стали осуществляться балетные постановки, ежегодно представляемые на Банффских фестивалях . Более экзотические эпизоды его творческой карьеры включают постановку музыкальных шоу в перерывах матчей Кубка Грея — центрального соревнования в мире канадского футбола — и финала «саммита трилистника» 1985 года с участием Рональда Рейгана и Брайана Малруни , в котором оба лидера и их жёны хором исполнили песню When Irish Eyes Are Smiling .

Брайан Макдональд, перенёсший за жизнь несколько тяжёлых травм, включая переломы руки и ноги, умер в ноябре 2014 года от злокачественной опухоли кости .

Творческая позиция и авторский стиль

На протяжении всей творческой карьеры Брайан Макдональд оставался убеждённым сторонником развития канадского искусства, целенаправленно сотрудничая в рамках своих проектов с канадскими авторами . Помимо «Роз Латюлип» с Квебекским балетом среди его наиболее известных работ в этом отношении — «фирменный» балет Les Grands Ballets Canadiens «Там-ти-Делам» на музыку песен квебекского поэта и композитора Жиля Виньо .

На международном уровне Макдональд зарекомендовал себя как постановщик-новатор, обладавший умением «наполнять жизнью статичные сцены». Примером переосмысления содержания произведений Макдональдом-режиссёром может служить его постановка « Петрушки » на сцене Гётеборгской оперы , где он перенёс действие в современную Россию, а героев-кукольника и кукол сделал солдатами, возвращающимися с чеченской войны . Его творчество как хореографа включало широкий спектр танцевальных жанров, включая джаз и контемпорари . Это спектр был полностью использован в 1963 году в одном из его наиболее эклектичных спектаклей — «Время сошло с ума» на музыку , который критик New York Times Аллен Хьюз назвал «образцово-показательным зрелищем». Другой балетный критик, Майкл Крабб, отмечал, что Макдональд не видит принципиальной разницы и не считает нужным придерживаться разграничений между «высоким искусством» и развлечением публики; его творчество было всегда обращено не к «ценителям», а к максимально широкому кругу зрителей. Многие из постановок Макдональда были крайне сложны в исполнении, но он с присущим ему перфекционизмом всегда добивался от исполнителей идеального соответствия своему замыслу .

Награды и звания

Внешние видеофайлы
Брайан Макдональд, виртуоз-эклектик
(Тим Саутэм, 2008 год)
на сайте Канадской государственной службы кинематографии

Примечания

  1. Brian MacDonald // (англ.) — 2000.
  2. Michael Crabb. . The Canadian Encyclopedia. Дата обращения: 24 января 2015. 4 марта 2016 года.
  3. John Demont. . McLean's (13 апреля 1998). Дата обращения: 24 января 2015. 4 марта 2016 года.
  4. Deirdre Kelly. . The Globe and Mail (10 декабря 2014). Дата обращения: 24 января 2015. 18 июня 2018 года.
  5. Richard Ouzounian. . Toronto Star (29 ноября 2014). Дата обращения: 24 января 2015. 21 февраля 2015 года.
  6. Governor General of Canada. Дата обращения: 24 января 2015.

Ссылки

  • Michael Crabb. . The Canadian Encyclopedia. Дата обращения: 24 января 2015.
Источник —

Same as Макдональд, Брайан