Картины Иеронима Босха
- 1 year ago
- 0
- 0
«Извлечение камня глупости» («Удаление камня глупости» или «Операция глупости») — популярный сюжет в картинах нидерландских художников XV—XVII веков . Хирург якобы излечивает пациента от глупости, удаляя из его головы соответствующий камень. В голландском языке выражение «вырезать камень» означает «обмануть», поэтому происходящее на картинах напоминает скорее шарлатанство, нежели какую-либо хирургическую или косметическую операцию .
Сюжет встречается в работах таких художников, как Иероним Босх , Ян ван Хемессен (настоящее имя Ян Сандерс), Лукас ван Лейден , Рембрандт Харменс ван Рейн , Франсуа Вервилт и других.
В Средние века алхимики были заняты поиском философского камня — субстанции, необходимой для превращения недрагоценных металлов в золото , а также для создания эликсира жизни . Шарлатаны убеждали доверчивых людей, что в противовес философскому камню, олицетворяющему мудрость, существует так называемый камень глупости, и удалив его, можно излечить человека от этой напасти. В голландском языке даже появилось устойчивое выражение «камень в голове», означающее «быть глупым», а выражение «вырезать камень» означает «обмануть». Средневековые художники использовали «камень глупости» (нарост, в частности жировик ) в своих сюжетах, располагая его на лбу (иногда чуть выше) или за ухом. Он считался символом сумасшествия, как, например, в работе «Аллегория глупости» фламандского художника Квентина Массейса (см. иллюстрацию слева) . На картине, написанной вскоре после выхода в свет сатирического произведение Эразма Роттердамского « Похвала Глупости », Массейс изобразил шута (дурака) в традиционном костюме с капюшоном, головой петуха и ушами осла. В руках у него посох с маленькой фигуркой со спущенными штанами, а на лбу — нарост, в котором находится тот самый камень .
На картинах или гравюрах «Извлечения камня» изображён пациент, как правило, мужчина, корчащийся или кричащий от боли, в то время как хирург «по живому» проводит операцию с его головой. Гримаса пациента и сосредоточенное от усердия лицо врачевателя создают комический эффект. Этот эффект усиливается антуражем картины: у Рембрандта операция производится в темноте, у Босха — на открытом воздухе, но при этом голова хирурга вместо шляпы увенчана воронкой , у Яна Стена хирургическое вмешательство совершается прилюдно на помосте или сцене, а извлечённый камень демонстрируется толпе. Так художники показывают абсурдность данной процедуры .
Одна из первых работ на тему операции по извлечению камня глупости — картина , которую долгое время приписывали кисти Иеронима Босха . Обычно её относят к 1475—1480 либо к 1500—1520 годам . На ней врач-шарлатан с воронкой на голове извлекает не камень, а тюльпан (символ глупости), ещё один цветок уже лежит на столе. Орнаментальная надпись на картине гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Лубберт — имя нарицательное, обозначающее «балда», «простак», «олух» . Эта работа легла в основу анимационного фильма «Камень безумия» (The Stone of Folly), снятого в 2002 году канадским режиссёром Джесси Розенвитцем (англ. Jesse Rosensweet) и получившего Приз жюри Каннского кинофестиваля .
У в копии картины Босха хирург демонстрирует свои ноги в странной неудобной обуви наподобие патенов (pattens) или чопинов , в которых щеголяли венецианские аристократки ( католическая церковь называла такую обувку «развратной»). На его картине процедура поставлена на поток: одного пациента перевязывают, другому делают операцию, третий, вероятно, вносит плату за предстоящую процедуру. В гравюре Питера Брейгеля Старшего «Ведьма из Маллегема» (1559) процедура приобретает массовый характер. Очередь, выстроенная к знахарке, огромна .
Гравюра на эту тему есть и у
Лукаса ван Лейдена
(1524). Возможно, именно её использовал Рембрандт при создании картины «Осязание» своего цикла «
Пять чувств
» (1624). К 1650—1660 годам относится картина «Шарлатан извлекает камень безумия»
Яна Стена
. Сюжет также встречается в работах
Яна ван Хемессена
(1545—1550),
Питера Брейгеля Младшего
, Питера Кваста (ок. 1630), Франсуа Вервилта (1658),
Давида Тенирса Младшего
и других художников
.