Interested Article - Мартин, Агнес

ɲ̩

А́гнес Ма́ртин ( англ. Agnes Martin ; 22 марта 1912 16 декабря 2004 ) — канадско-американский живописец . Её работы были описаны как «эссе о внутренней силе и тишине» . Творчество этой художницы часто относят к минимализму , сама Мартин считала себя абстрактным экспрессионистом . В 1998 году она была награждена национальной медалью США в области искусств от национального фонда искусств. В 2004 году она была избрана членом Королевской канадской академии искусств .

Биография и творчество

Агнес Бернис Мартин родилась в 1912 году в семье шотландских пресвитерианских фермеров в Канаде (Маклин, Саскачеван ) . С 1919 года она росла в Ванкувере . В 1931 году переехала в Соединённые Штаты , чтобы помогать своей беременной сестре Мирабель в Беллингхеме, штат Вашингтон .

Агнес Мартин предпочла американское высшее образование и получила гражданство США в 1950 году . А. Мартин училась в Педагогическом колледже Университета Западного Вашингтона в Беллингхеме, штат Вашингтон, до получения степени бакалавра искусств (1942) педагогического колледжа Колумбийского университета . Живя в Нью-Йорке, Агнес Мартин заинтересовалась современным искусством и познакомилась с такими художниками, как Аршил Горки (1904–1948), Адольф Готлиб (1903–1974) и Джоан Миро (1893–1983) . Она взяла множество студийных занятий в педагогическом колледже и начала серьёзно задумываться о карьере художника.

В 1947 году она посещала Летнюю полевую школу Университета Нью-Мексико в Таосе , штат Нью-Мексико . После прослушивания лекций дзен-буддийского ученого Д.Т. Судзуки в Колумбийском университете она заинтересовалась азиатской мыслью не как религиозной дисциплиной, а как этическим кодексом, практическим руководством по прохождению жизненного пути . Через несколько лет после окончания школы Мартин поступила в Университет Нью-Мехико в Альбукерке , где также преподавала курсы искусства, а затем вернулась в Колумбийский университет, чтобы получить степень магистра (1952) в области современного искусства . Она переехала в Нью-Йорк в 1957 году и жила в лофте в Кунтис-Слип в нижнем Манхэттене . В Кунтис-Слип также жили несколько других художников и располагались их студии . Там было сильное чувство общности, хотя у каждого была своя практика и свой художественный темперамент. Кунтис-Слип также был пристанищем для ЛГБТ-сообщества в 1960-х годах. Предполагается, что в это время Агнес Мартин имела романтические связи с художницей Ленор Тоуни (1907-2007) . Пионер своего времени, Агнес Мартин никогда публично не выражала свою сексуальность, но была описана как «скрытая лесбиянка» . Биография Agnes Martin: Pioneer, Painter, Icon 2018 года описывает несколько романтических отношений между Мартин и другими женщинами, в том числе и с арт-дилером Бетти Парсонс . А. Мартин часто использовала феминистскую точку зрения, когда критиковала работы коллег-художников. Джале Мансур, историк искусства, заявила, что Мартин была «слишком вовлечена в феминистские отношения на практике, возможно, чтобы объективировать и обозначать их как таковые» . Стоит отметить, что сама А. Мартин не считала себя феминисткой и даже однажды сказала в интервью журналистке The New Yorker , что, по её мнению, «женское движение провалилось» .

Общеизвестно, что у Агнес Мартин была шизофрения , хотя это и не было документально подтверждено до 1962 года . Она даже однажды выбрала электрошоковую терапию в качестве лечения в больнице Бельвью в Нью-Йорке . А. Мартин действительно поддерживали её друзья из Кунтис-Слип, которые собрались вместе после одного из её эпизодов, чтобы заручиться помощью уважаемого психиатра, который как коллекционер произведений искусства был другом общества. Однако её борьба была в значительной степени частной и индивидуальной, и полное влияние психического заболевания на её жизнь неизвестно .

В 1967 году Агнес Мартин резко покинула Нью-Йорк, исчезнув из мира искусства, чтобы жить в одиночестве . После восемнадцати месяцев путешествия по Канаде и западу США Мартин поселилась в Меса Порталес, недалеко от Кубы, Нью-Мексико . Она арендовала участок площадью 50 акров и жила простой жизнью в саманном доме, который она построила для себя, добавив к нему ещё четыре здания в течение нескольких лет . В эти годы она не рисовала до 1971 года, когда к ней обратился куратор выставок Дуглас Кримп, заинтересованный в организации её первой персональной некоммерческой выставки. Впоследствии А. Мартин начала писать и читать лекции о своей работе в различных университетах . Постепенно интерес А. Мартин к живописи возобновился. Она обратилась по поводу своих работ в Pace Gallery, и основатель галереи Арне Глимчер (р. 1938) стал её пожизненным арт-дилером . Наконец-то получив возможность владеть собственной недвижимостью, она переехала в Галистео, штат Нью-Мексико, где прожила до 1993 года . Там же она построила саманный дом, по-прежнему предпочитая аскетичный образ жизни. Хотя она по-прежнему предпочитала уединение и жила одна, А. Мартин была более активна в мире искусства, много путешествовала и выставлялась в Канаде, США и за рубежом. В последние 50 лет жизни художница не читала газет.

В 1993 году она переехала в пансионат в Таосе, где она жила до своей смерти в 2004 году .

Многие из её картин носят положительные названия, такие как «С праздником» (1999) и «Я люблю весь мир» (2000) . В интервью в 1989 году, обсуждая свою жизнь и свои картины, Агнес Мартин сказала: «Красота и совершенство - одно и то же. Они никогда не возникают без счастья» .

Карьера

Её творчество наиболее тесно связано с Таосом , причем некоторые из её ранних работ явно вдохновлены пустынной природой Нью-Мексико . Однако также сильно заметно влияние её молодого воспитания в сельской Канаде, особенно в обширных и тихих прериях Саскачевана . Хотя она называла себя американским художником, А. Мартин никогда не забывала о своих канадских корнях, возвращаясь туда после отъезда из Нью-Йорка в 1967 году, а также во время своих обширных путешествий в 1970-х годах . Некоторые из ранних работ А. Мартин были описаны как «упрощенные фермерские поля» , а сама А. Мартин оставила свои работы открытыми для интерпретации, поощряя сравнения своих не украшенных, монохроматических полотен с пейзажами .

Она переехала в Нью-Йорк по приглашению художницы/владелицы галереи Бетти Парсонс в 1957 году (женщины встречались до 1954 года). В том же году она поселилась в Кунтис-Слип в нижнем Манхэттене, где жили её друзья и соседи, некоторые из которых также были связаны с Бетти Парсонс, в том числе Роберт Индиана , Эльсуорт Келли , Джек Янгерман и Ленор Тоуни. Барнетт Ньюман активно продвигал работы А. Мартин и помогал оформлять её выставки в галерее Бетти Парсонс начиная с конца 1950-х годов . Другим близким другом и наставником был Эд Рейнхардт . В 1961 году А. Мартин написала краткое введение к брошюре для первой персональной выставки своей подруги Ленор Тоуни - единственный случай, когда она написала о работе коллеги-художника .

В 1967 году Агнес Мартин, как известно, уехала из Нью-Йорка. Среди причин назывались смерть её друга Эда Рейнхардта, снос многих зданий на Кунтис-Слип и разрыв с художницей Хриссой, с которой А. Мартин встречалась на протяжении 1960-х годов . За десять лет жизни в Нью-Йорке А. Мартин часто госпитализировали для борьбы с симптомами шизофрении, которая проявлялась у художницы по-разному, включая слуховые галлюцинации и состояние кататонии : несколько раз она проходила электросудорожную терапию в больнице Бельвью в Нью-Йорке . После того, как А. Мартин покинула Нью-Йорк, она колесила по западу США и Канады, решив на несколько лет поселиться в Кубе, Нью-Мексико (1968-1977), а затем обосновалась в Галистео, Нью-Мексико (1977-1993) . В обоих домах в Нью-Мексико она сама строила саманные кирпичные сооружения . А. Мартин вернулась к искусству только в 1973 году и сознательно дистанцировалась от общественной жизни и светских событий, которые привлекали внимание других художников . В 1974 году она сотрудничала с архитектором Биллом Катцем в строительстве бревенчатого домика, который она использовала в качестве своей студии . В том же году она завершила работу над группой новых картин, а с 1975 года они регулярно выставлялись.

В 1976 году она сняла свой первый фильм, «Габриэль» , 78-минутный фильм-пейзаж, в котором изображен маленький мальчик на прогулке . Второй фильм, «Плен» , так и не был закончен после того, как художница выбросила черновой вариант на городскую свалку .

Согласно интервью, снятому на пленку и вышедшему в 2003 году, она переехала из Нью-Йорка только после того, как ей сообщили, что арендованный ею лофт/рабочее пространство/студия больше не будут доступны из-за предстоящего сноса здания. Далее она заявила, что не может представить себе работу в каком-либо другом помещении в Нью-Йорке.

Эссе в книге, посвященной выставке её работ в Нью-Йорке в The Drawing Center (путешествовавшей и по другим музеям) в 2005 году - 3x abstraction - анализировало духовное измерение в творчестве Мартин . Биография 2018 года Agnes Martin: Pioneer, Painter, Icon стала первой книгой, в которой подробно рассматриваются отношения А. Мартин с женщинами и её ранняя жизнь, и была написана в сотрудничестве с семьей и друзьями Агнесс Мартин.

Художественный стиль

Помимо нескольких автопортретов и нескольких акварельных пейзажей, ранние работы А. Мартин включали биоморфные картины в приглушенных тонах, выполненные, в период с 1955 по 1957 год, когда художница получила грант на работу в Таосе. Однако она изо всех сил старалась выискивать и уничтожать картины тех лет, когда она делала первые шаги в абстракцию .

Агнес Мартин хвалила Марка Ротко за то, что он «достиг нуля, чтобы ничто не могло встать на пути к истине» . Следуя его примеру, А. Мартин также сокращала свои работы до наиболее редуктивных элементов, чтобы стимулировать восприятие совершенства и подчеркнуть трансцендентную реальность . Её фирменный стиль определялся акцентом на линии, сетки и поля чрезвычайно тонких цветов. Особенно в годы своего прорыва в начале 1960-х годов, она создавала квадратные холсты размером 6 × 6 футов, покрытые плотными, мельчайшими и мягко очерченными графитовыми сетками . На выставке «Системная живопись» 1966 года в Музее Соломона Р. Гуггенхайма сетки А. Мартин были отмечены как примеры минималистского искусства и висели среди работ таких художников, как Сол Левитт , Роберт Райман и Дональд Джадд . Будучи минималистскими по форме, эти картины, однако, сильно отличались по духу от картин других её коллег-минималистов, сохраняя мелкие дефекты и безошибочные следы руки художника; она избегала интеллектуализма, отдавая предпочтение личному и духовному. Её живопись, интервью и статьи часто отражают интерес к восточной философии, особенно к даосизму . После 1967 в её творчестве стал доминировать духовный аспект, поэтому она предпочитала, чтобы её называли « абстрактным экспрессионистом » .

До переезда в Нью-Мексико Мартин работала только в чёрном, белом и коричневом цветах. Последняя картина перед тем, как она оставила свою карьеру и покинула Нью-Йорк в 1967 году, «Труба» , ознаменовала собой отход в том, что единый прямоугольник превратился в общую сетку прямоугольников. На этой картине прямоугольники были нарисованы карандашом поверх неравномерных размывов серой полупрозрачной краски . В 1973 году она вернулась к творчеству и выпустила портфолио из 30 сериграфий «В ясный день» . Во время пребывания в Таосе она ввела в свои сетки светлые пастельные размывы, цвета которых переливались в меняющемся свете . Позже А. Мартин уменьшила масштаб своих фирменных квадратных картин с 72 × 72 до 60 × 60 дюймов и перешла к использованию полос небесного цвета . Другим отступлением стало изменение, если не усовершенствование, структуры сетки, которую А. Мартин использовала с конца 1950-х годов. Например, в картине «Без названия № 4» (1994) можно увидеть нежные полосы карандашной линии и первичные цветовые размывки разбавленной акриловой краски, смешанной с грунтом. Линии, которые охватывали эту картину, не были измерены линейкой, а скорее интуитивно отмечены художником . В 1990-е годы симметрия часто уступала место разной ширине горизонтальных полос.

Выставки

С момента её первой персональной выставки в 1958 году, работы А. Мартин стали предметом более 85 персональных выставок и двух ретроспектив, включая обзор «Агнес Мартин» , организованный Музеем американского искусства Уитни , Нью-Йорк, который затем выставлялся на Ямайке (1992-1994) и «Агнес Мартин: Живопись и рисунки 1974-1990» , организованный Городским музеем Амстердама с последующими выставками во Франции и Германии (1991-92). В 1998 году Музей изящных искусств в Санта-Фе, Нью-Мексико, представил выставку «Работы Агнес Мартин на бумаге» . В 2002 году в Менил Коллекшн, Хьюстон, состоялась выставка «Агнес Мартин: девяностые и последующие» . В том же году Музей искусств Харвуда при Университете Нью-Мексико, Пандора, организовал выставку «Агнес Мартин: Картины 2001 года» , а также симпозиум, посвященный А. Мартин в связи с её 90-летием.

Помимо участия в многочисленных международных групповых выставках, таких как Венецианская биеннале (1997, 1980, 1976), биеннале Уитни (1995, 1977) и Documenta , Кассель , Германия (1972), А. Мартин была удостоена множества наград, включая премию за жизненные достижения от имени Женской фракции по искусству Ассоциации колледжей искусств (2005); членства Американской академии искусств и наук (1992) ; губернаторская премия за выдающиеся достижения в искусстве, присужденная губернатором Гэри Джонсоном , Санта-Фе, Нью-Мексико (1998); Национальная медаль США в области искусства , присужденная президентом Биллом Клинтоном и Национальным фондом искусств (1998); премия «Выдающийся художник» за жизненные достижения, присужденная Ассоциацией искусств колледжей (1998); «Золотой лев» за вклад в современное искусство на Венецианской биеннале (1997); премия Оскара Кокошки , присужденная правительством Австрии (1992); премия Алексея фон Явленского, присужденная городом Висбаден , Германия (1991); избрание в Американскую академию и Институт искусств и литературы, Нью-Йорк (1989) .

После её смерти в 2004 году продолжаются выставки, в том числе Agnes Martin: Closing the Circle, Early and Late в Pace Gallery . Другие выставки проходили в Нью-Йорке, Цюрихе , Лондоне , Дублине , Эдинбурге , Кембридже (Англия), Аспене , Альбукерке , Британской Колумбии в Канаде . В 2012 году Музей искусств Харвуда в Таосе, Нью-Мексико, Университет Нью-Мексико открыл выставку под названием « Agnes Martin Before the Grid» в честь ее столетнего юбилея. Эта выставка стала первой, посвященной творчеству и жизни Мартин до 1960 года. Экспозиция сфокусирована на многих, никогда ранее не виденных работах, созданных Мартин в Колумбии, Кунтис-Слип и в первые годы жизни в Нью-Мексико. Также впервые были рассмотрены проблемы А. Мартин с психическим здоровьем, сексуальность и важные отношения А. Мартин с Эйдом Рейнхардтом. В 2015 году в Тейт-Модерн прошла ретроспектива ее жизни и карьеры с 1950-х годов до последней работы в 2004 году, которая после выставки в Лондоне отправится в другие музеи . В Музее искусств Мичиганского университета А. Мартин была представлена на выставке « Reductive Minimalism: Women Artists in Dialogue, 1960-2014» , которая рассматривала два поколения минималистского искусства бок о бок, с октября 2014 по январь 2015 года . В выставке участвовали Энн Труитт , Мэри Корс, а также современные художницы Ширазех Хоушиари и Томма Абтс .

Она также была представлена на выставке «Белое на белом: Цвет, сцена и пространство» в Музее современного искусства города Хиросима . С октября 2015 года по апрель 2016 года работы А. Мартин выставлялись на выставке « Opening the Box: Unpacking Minimalism» в The George Economou Collection в Афинах , Греция, вместе с Дэном Флавином и Дональдом Джаддом . С 2015 по 2017 год она провела многочисленные персональные выставки, некоторые из которых проходили в Художественном музее Аспена, Тейт Модерн в Лондоне, Центре K20, Художественном собрании земли Северный Рейн — Вестфалия в Дюссельдорфе , Музее искусств округа Лос-Анджелес, Музее Соломона Гуггенхейма в Верхнем Ист-Сайде, во Дворце губернаторов, Музее истории Нью-Мексико в Санта-Фе. Она была представлена на продолжающейся выставке «Intuitive Progression» в Центре искусств Фишера Ландау в Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк, с февраля 2017 года по август 2017 года .

В 2016 году ретроспективная выставка ее работ с 1950-х по 2004 год была представлена в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке . В 2016 году она также участвовала в выставке « Dansaekhwa and Minimalism Exhibition» в Blum & Poe, Лос-Анджелес , а ранее в том же году - в выставке « Aspects of Minimalism: Selections from East End Collections» в музее Guild Hall в Ист-Хэмптоне, Нью-Йорк .

Она также была представлена на выставке „ «Making Space: Women Artists and Postwar Abstraction» в Музее современного искусства в Мидтауне, Нью-Йорк, которая пролила свет на женщин-художников, работавших после Второй мировой войны и до начала феминистского движения . Выставка проходила с апреля 2017 года по август 2017 года, на ней были представлены Ли Краснер , Хелен Франкенталер и Джоан Митчелл , Лижия Кларк , Гего, Магдалена Абаканович , Луиза Буржуа и Ева Гессе .

Коллекции

Работы А. Мартин находятся в крупнейших государственных коллекциях США, включая Музей искусств Нью-Мексико, Санта-Фе, штат Нью-Мексико; Художественная галерея Олбрайт-Кнокс, Буффало, штат Нью-Йорк; Фонд Чинати, Марфа, штат Техас; Музей Хиршхорна и Сад скульптур, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия; Музей современного искусства Лос-Анджелеса; Коллекция Менила, Хьюстон, штат Техас; Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Музей современного искусства, Нью-Йорк; Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия; Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити; Музей современного искусства Сан-Франциско; Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк; Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд; Центр искусств Уокера, Миннеаполис; Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк; Центр искусств Де-Мойна, Де-Мойн, штат Айова и др. Её работы находятся на «долгосрочной выставке» и являются частью постоянного фонда Dia Art Foundation, Бикон, Нью-Йорк .

Международные коллекции работ А. Мартин включают Тейт в Лондоне и Кунстхалле «Magasin III» , Стокгольм , Швеция .

Наследие

А. Мартин стала источником вдохновения для молодых художников, от Евы Гессе до Эллен Галлахер .

В 1994 году Харвудский художественный музей в Таосе, входящий в состав Университета Нью-Мексико, объявил, что отремонтирует свое здание, построенное в стиле пуэбло, и посвятит одно крыло работам А. Мартин . Галерея была спроектирована в соответствии с пожеланиями художника, чтобы вместить подаренные А. Мартин семь больших картин без названия, выполненных в 1993-1994 годах . Архитектурная фирма из Альбукерке, Kells & Craig, спроектировала восьмиугольную галерею с окулюсом , установленным над головой, и четырьмя желтыми скамейками Дональда Джадда, размещенными прямо под окулюсом . Дарение картин, дизайн и строительство галереи были согласованы и контролировались Робертом М. Эллисом, директором Харвудского художественного музея в то время и близким другом А. Мартин.

Фильмы о Агнес Мартин

  • 2000: Thomas Luechinger: On a Clear Day – Agnes Martin . Документальный фильм, 52 минуты.
  • 2002: Mary Lance: Agnes Martin: With my Back to the World . Документальный фильм, 57 минут.
  • 2002/2016 (переиздание): Leon d'Avigdor: Agnes Martin: Between the Lines . Документальный фильм, 60 минут.
  • 2016: Kathleen Brennan and Jina Brenneman: Agnes Martin Before the Grid . Документальный фильм, 56 минут.

Аукционы

В 2007 году картина А. Мартин «Loving Love» (2000) была продана за $2,95 млн на аукционе Christie's в Нью-Йорке . В 2015 году «Untitled #7» (1984), белая акриловая картина с геометрическими карандашными линиями, была продана за $4,2 млн на аукционе Phillips в Нью-Йорке . В 2016 году её «Orange Grove» была продана на аукционе за $13,7 млн, в том же году в Гуггенхайме прошла ретроспектива её работ .

В популярной культуре

Композитор Джон Зорн написал песню Redbird (1995), вдохновленный и посвященный А. Мартин .

Венди Бекетт в своей книге «Американские шедевры» сказала о Мартин: «Агнес Мартин часто говорит о радости; она видит ее как желаемое условие всей жизни. Кто может с ней не согласиться?... Никто из тех, кто серьезно провел время перед работами Агнес Мартин, позволяя ее миру передать себя, получая ее необъяснимое и невыразимое счастье, никогда не был разочарован. Работа поражает не только своей деликатностью, но и своей энергией, и эта сила и визуальный интерес - то, что должно быть пережито» .

В стихотворении поэта Хью Бем-Стейнберга «Gridding, after some sentences by Agnes Martin» обсуждаются узоры в мире природы, проводится параллель между письмом и живописью, а заканчивается стихотворение строкой о восхищении поэта работами А. Мартин .

Её работы послужили вдохновением для создания дудла Google в 102-ю годовщину её рождения 22 марта 2014 года. В дудле использованы цветовые подсказки из поздних работ Агнес Мартин, которые отличаются мягкими краями, приглушенными цветами и четко выраженными горизонтальными полосами, переходящими в шесть вертикальных полос, по одной на каждую букву логотипа Google .

Признание

Литература

  • Краусс, Р. Агнес Мартин: /Облако/ // Она же. Холостяки. М.: Прогресс-Традиция, 2004, с.53-66.

Примечания

  1. (англ.) — 2008.
  2. Agnes Martin // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. (англ.)
  4. (англ.)
  5. Spence, Rachel (2015-06-05). . Financial Times . из оригинала 26 октября 2021 . Дата обращения: 26 октября 2021 .
  6. (амер. англ.) . Magasin III . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  7. (англ.) . www.aaa.si.edu . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  8. Christopher Régimbal. . — Toronto, ON, 2019. — 1 online resource (137 pages) с. — ISBN 978-1-4871-0212-8 , 978-1-4871-0213-5, 1-4871-0212-7, 1-4871-0213-5.
  9. (англ.) . The Museum of Modern Art . Дата обращения: 26 октября 2021. 24 июля 2020 года.
  10. Morris, Frances; Bell, Tiffany. . — London, 2015. — С. 237. — 271 с. — ISBN 978-1-938922-76-3 , 1-938922-76-X, 978-1-84976-268-7, 1-84976-268-6, 1-84976-341-0, 978-1-84976-341-7, 978-1-943042-04-3, 1-943042-04-7.
  11. . web.archive.org (15 февраля 2006). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано из 15 февраля 2006 года.
  12. Cotter, Holland (2004-12-17). . The New York Times . из оригинала 26 октября 2021 . Дата обращения: 26 октября 2021 .
  13. Knight, Christopher. (амер. англ.) . Los Angeles Times . Дата обращения: 26 октября 2021. 21 марта 2011 года.
  14. Morris, Frances; Bell, Tiffany. . — London, 2015. — С. 238. — 271 с. — ISBN 978-1-938922-76-3 , 1-938922-76-X, 978-1-84976-268-7, 1-84976-268-6, 1-84976-341-0, 978-1-84976-341-7, 978-1-943042-04-3, 1-943042-04-7.
  15. Katz, Jonathan. "Agnes Martin and the Sexuality of Abstraction," in Agnes Martin . New York and New Haven: Dia Art Foundation and Yale University Press. С. 176.
  16. Courtney Fiske. (амер. англ.) . The Brooklyn Rail (2 апреля 2012). Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  17. Henry Martin. . — First paperback edition. — Tucson, AZ, 2018. — 364 pages с. — ISBN 978-1-943156-30-6 , 1-943156-30-1.
  18. Schiff, Karen L. "Agnes Martin, Under New Auspices" (англ.) // Art Journal. — 2013. — 4 March ( no. 71 (3) ). — P. 121–125 .
  19. Eisler, Benita. "Profile: Life Lines" // New Yorker. — 2013. — 25 января.
  20. Porter, Charlie (2015-05-22). . Financial Times . из оригинала 26 октября 2021 . Дата обращения: 26 октября 2021 .
  21. Morris, Frances; Bell, Tiffany. . — London: Tate Publishing, 2015. — С. 240. — 271 с. — ISBN 978-1-938922-76-3 , 1-938922-76-X, 978-1-84976-268-7, 1-84976-268-6, 1-84976-341-0, 978-1-84976-341-7, 978-1-943042-04-3, 1-943042-04-7.
  22. Morris, Frances; Bell, Tiffany. . — London: Tate Publishing, 2015. — С. 242. — 271 с. — ISBN 978-1-938922-76-3 , 1-938922-76-X, 978-1-84976-268-7, 1-84976-268-6, 1-84976-341-0, 978-1-84976-341-7, 978-1-943042-04-3, 1-943042-04-7.
  23. (англ.) . www.christies.com . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  24. Landi, Ann. . WSJ . из оригинала 26 октября 2021 . Дата обращения: 26 октября 2021 .
  25. (англ.) . www.christies.com . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  26. Morris, Frances; Bell, Tiffany. . — London: Tate Publishing, 2015. — С. 240-242. — 271 с. — ISBN 978-1-938922-76-3 , 1-938922-76-X, 978-1-84976-268-7, 1-84976-268-6, 1-84976-341-0, 978-1-84976-341-7, 978-1-943042-04-3, 1-943042-04-7.
  27. . web.archive.org (28 мая 2013). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано из 28 мая 2013 года.
  28. Nancy Princenthal. . — New York, NY, 2018. — 288 pages, 32 unnumbered pages of plates с. — ISBN 978-0-500-09390-0 , 0-500-09390-3, 978-0-500-29455-0, 0-500-29455-0.
  29. . — New York: The Drawing Center, 2005. — 230 pages с. — ISBN 0-300-10826-5 , 978-0-300-10826-2.
  30. . web.archive.org (6 октября 2015). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано из 6 октября 2015 года.
  31. (англ.) . www.christies.com . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  32. (англ.) . www.christies.com . Дата обращения: 26 октября 2021. 28 октября 2021 года.
  33. Alloway, Lawrence. (амер. англ.) . The Guggenheim Museums and Foundation . Дата обращения: 26 октября 2021. 16 октября 2015 года.
  34. . web.archive.org (4 марта 2016). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  35. . web.archive.org (4 марта 2016). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано 4 марта 2016 года.
  36. . web.archive.org (27 сентября 2011). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано из 27 сентября 2011 года.
  37. (англ.) . www.christies.com . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  38. Tate. (брит. англ.) . Tate . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  39. . Дата обращения: 26 октября 2021. 8 июля 2018 года.
  40. . web.archive.org (21 июля 2011). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано 21 июля 2011 года.
  41. . web.archive.org (26 июля 2011). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано из 26 июля 2011 года.
  42. . web.archive.org (6 октября 2015). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано из 6 октября 2015 года.
  43. (англ.) . the Guardian (7 июня 2015). Дата обращения: 26 октября 2021. 28 октября 2021 года.
  44. . umma.umich.edu . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  45. John Carlos Cantu | Special to the Ann Arbor News. (англ.) . mlive (3 января 2015). Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  46. (англ.) . www.mutualart.com . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  47. (амер. англ.) . The Guggenheim Museums and Foundation . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  48. (амер. англ.) . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  49. artdaily.com . Art Daily. Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  50. Vogel, Carol (1994-09-23). . The New York Times . из оригинала 26 октября 2021 . Дата обращения: 26 октября 2021 .
  51. . web.archive.org (6 октября 2011). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано из 6 октября 2011 года.
  52. . web.archive.org (5 марта 2016). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано 5 марта 2016 года.
  53. . www.kellsandcraig.com . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  54. . www.sikart.ch . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  55. . web.archive.org (29 января 2016). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано из 29 января 2016 года.
  56. . www.leon-davigdor.com . Дата обращения: 26 октября 2021.
  57. . Bloomberg.com . 2015-05-15. из оригинала 26 октября 2021 . Дата обращения: 26 октября 2021 .
  58. Everett-Green, Robert (2018-07-05). . The Globe and Mail . из оригинала 26 октября 2021 . Дата обращения: 26 октября 2021 .
  59. . web.archive.org . Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано 3 марта 2016 года.
  60. Wendy Beckett, Patricia Wright. . — New York : DK Pub., 2000. — 138 с. — ISBN 978-0-7894-5958-9 .
  61. (англ.) . chax . Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  62. Michael Cavna. . The Washington Post (22 марта 2014). Дата обращения: 26 октября 2021. 10 июня 2019 года.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Мартин, Агнес