Interested Article - Bela Lugosi’s Dead

«Bela Lugosi’s Dead» англ. « Бела Лугоши мёртв») — дебютный сингл британской группы Bauhaus , вышедший в августе 1979 года (по другим данным — 24 сентября 1979 года) . Помимо одноимённой песни, сингл включал би-сайд «Boys»; на некоторых версиях пластинки на стороне B также записана демоверсия композиции « Dark Entries » . В 1998 году перезаписанная версия песни «Bela Lugosi’s Dead» вышла в сборнике наряду с другими наиболее известными синглами группы; это единственный диск Bauhaus, на котором можно найти студийный вариант этой композиции .

Сингл «Bela Lugosi’s Dead» не попал в главные британские хит-парады, однако стал хитом независимых чартов и оказал определяющее воздействие на дальнейшее развитие современной музыки . Некоторые критики рассматривают эту запись как первый релиз в жанре готик-рок . Несмотря на то, что сами музыканты отнюдь не воспринимали песню и её содержание всерьёз , «Bela Lugosi’s Dead» приобрела огромную популярность среди представителей зарождавшейся в то время готической субкультуры , ещё сильнее возросшую после того, как композиция была исполнена в фильме ужасов « Голод ».

В 2022 году журнал Rolling Stone опубликовал «Топ лучших песен в жанре готик-рок », в котором поставил песню на первое место .

История создания

К моменту записи сингла участники Bauhaus играли вместе всего около двух месяцев . За это время, однако, они успели сочинить пять песен . Решив записать их, музыканты отправились на студию Beck Studios в Веллингборо , где 26 января 1979 года провели единственную сессию. «Bela Lugosi’s Dead» записывалась с одной попытки, экспромтом, без какой-либо предварительной подготовки — владелец студии Дерек Томпкинс только помог участникам группы настроить гитары . Любопытно, что в то время Питер Мёрфи, вокалист коллектива, совершенно не умел петь в техническом плане и до прихода в группу никогда нигде не выступал . Из пяти записанных в тот день песен одна («Some Faces») никогда не выпускалась, другая (« Dark Entries ») позже вышла отдельным синглом, ещё одна («Harry») впоследствии стала би-сайдом на пластинке «Kick in the Eye» 1981 года, а для дебютного релиза были выбраны «Bela Lugosi’s Dead» и «Boys». На некоторых изданиях сингла на стороне B также находится демоверсия «Dark Entries», не указанная в трек-листе .

Точная дата выпуска «Bela Lugosi’s Dead» остаётся неизвестной. Принято считать, что он состоялся в августе 1979 года , однако некоторые исследователи утверждают, что первый тираж был отпечатан только 24 сентября . Пластинка вышла на небольшом андеграундном лейбле (англ.) тиражом в 5000 копий . Сингл не попал ни в один мейнстримовый хит-парад, однако неожиданно занял высокие позиции в независимых чартах, где держался ещё несколько лет . Успех песни способствовал заключению контракта между Bauhaus и звукозаписывающей компанией 4AD , а сама пластинка впоследствии неоднократно переиздавалась. Дебют музыкантов привлёк внимание известного диск-жокея Джона Пила , который пригласил группу на « » в декабре 1979 года. Песня «Bela Lugosi’s Dead» также получила ротацию в его программе на BBC Radio 1 и вошла в число шестидесяти лучших композиций за 1981 год, заняв 52-е место .

Заглавная композиция впоследствии вышла в компиляции , изданной группой в 1998 году. Это единственный студийный диск коллектива, на котором можно найти песню; на нём она представлена в перезаписанной версии с лучшим звуком, нежели на оригинальном сингле . Концертный вариант композиции также вошёл в компиляцию 1979—1983 Volume One .

Композиция и текст

Продолжительность «Bela Lugosi’s Dead» — более девяти минут, и началу вокальной партии предшествует длинное вступление, «скрипящие» звуки которого призваны создать у слушателя впечатление, будто кто-то пытается выбраться из гроба , а также, по мнению некоторых критиков, имитируют шум ветра . Как отмечает Нед Рэггетт, в основе заглавной композиции можно обнаружить элементы даба и регги , сочетающиеся с тяжёлым звучанием басовой партии и спокойным, размеренным ритмом ударных . Ритм-секция довольно проста — партия баса основана всего на трёх нотах, но в сочетании с «потрескивающей» перкуссией она формирует плотный, атмосферный звук . Однако по-настоящему неповторимое звучание песне придают «кружащиеся», резкие гитарные аккорды Эша и низкий, глубокий голос Мёрфи, благодаря которым «Bela Lugosi’s Dead» превращается в настоящий «маленький шедевр» . В вокальной партии можно усмотреть следы влияния Джима Моррисона и Дэвида Боуи , тогда как гитарная мелодия, по мнению критика Дэйва Томпсона, напоминает замедленный рифф, ранее использовавшийся Гари Глиттером . Отдельные черты панк-рока всё ещё присутствуют в записи, проявляясь, в частности, в партиях электро- и бас-гитар, но уже не в чистом виде — темп значительно замедлен, а внимание музыкантов сконцентрировано на создании мрачной атмосферы, что нехарактерно для панка , — гитара скрипит, точно крышка гроба, басовые ноты похожи на гулкие шаги в пустом коридоре, а звуки ударных словно бы превращаются в шум крыльев летучих мышей .

Текст песни написал бас-гитарист . В стихах, навеянных просмотром классических фильмов ужасов , обыгрывается образ Дракулы , созданный актёром Белой Лугоши . Связь с вампирской тематикой отчётливо проявляется в припеве, где сразу же после фразы Bela Lugosi’s Dead англ. «Бела Лугоши мёртв») поётся Undead, undead, undead ( игра слов : англ. undead переводится дословно как «не-мёртвый», приблизительным эквивалентом в русском является существительное нежить ) . Таким образом, в песне сливаются актёр и образ, реальное и сверхъестественное — Лугоши, игравший Дракулу, действительно «оказывается» вампиром . Сам Питер Мёрфи впоследствии говорил, что воспринимал текст скорее как пародию на фильмы ужасов, однако он всё же спел его так, что романтическая составляющая композиции ощущается намного сильнее иронической . По словам исследовательницы Джулии Фей, довольно незамысловатый текст песни заложил основу своеобразной традиции, которую позже развили другие готические группы .

Питер Мёрфи позже рассказывал о собственной интерпретации композиции :

«Bela Lugosi’s Dead» была очень ироничной песней, которая звучит предельно серьёзно, очень тяжело и довольно мрачно. Но суть песни, если вы углубитесь в неё, очень иронична: Бела Лугоши мёртв… Не-мёртв! — это же забавно. Нашей ошибкой было то, что мы исполняли песню с такой наивной серьёзностью! Именно это привело к тому, что публика стала видеть в ней нечто куда более значительное. Замысел, лежавший в основе [концертных] представлений, в конечном счёте заслонил содержащийся в песне юмор.

Питер Мёрфи

Обложка и концертные исполнения

Для обложки сингла музыканты выбрали выразительный кадр из кинофильма Дэвида Уорка Гриффита 1926 года «Скорбь Сатаны», экранизации одноимённого романа Марии Корелли . Продолжая эксплуатировать вампирскую тематику и образы из чёрно-белых фильмов ужасов, они нередко превращали исполнение песни на концертах в театрализованное действо — Питер Мёрфи в белом гриме и с подведёнными глазами появлялся из бутафорского гроба, изображая Дракулу. «Люди говорили, что это было очень демонично, тесно связано со смертью, театрально и производило сильное впечатление», — вспоминал сам вокалист годы спустя .

Влияние на культуру

По сути, именно выход «Bela Lugosi’s Dead» положил начало развитию готической музыки . Кроме того, песня Bauhaus стала первым связующим звеном между зарождавшейся тогда готической субкультурой и «вампирской» эстетикой, косвенно повлияв, таким образом, на готическую моду и задав субкультурные стандарты на годы вперёд . Выход сингла оказался определяющим моментом: именно после этого события критики стали постоянно употреблять слово «готический» для описания зарождавшегося субкультурного течения, а термин «готик-рок», ранее лишь изредка использовавшийся по отношению к таким группам, как Joy Division , окончательно заменил такие жанровые дефиниции, как «минималистский панк», применявшиеся в музыкальной журналистике ранее . Всё, что имело отношение к песне, — от текста до обложки пластинки — окончательно укрепило связь между новым музыкальным течением и эстетикой фильмов ужасов, породив «классический готический стиль». Некоторые исследователи полагают, что композиция стала отправной точкой для развития своего рода поджанра — так называемой «вампирской музыки» .

Театрализованные концертные выступления группы, на которых исполнялась «Bela Lugosi’s Dead», привлекли огромное количество поклонников, начавших одеваться и вести себя в том же духе, что и музыканты, — носить чёрное, обильно использовать чёрно-белый макияж, делать эксцентричные причёски . К 1981 году количество фанатов настолько возросло, что стало возможным говорить о формировании новой субкультуры. Питер Мёрфи вспоминал об ощущениях от одного из концертов 1981 года :

Шум был такой, словно на нас издали мчалось стадо… И мы тогда подумали: «О Господи, что же мы наделали!..»

Питер Мёрфи

Как отметила журналистка издания Stylus Magazine Мэллори О’Доннелл, Bauhaus действительно совершенно не намеревались создавать новый жанр — это видно хотя бы по би-сайду сингла, ничем не примечательной глэм-роковой песне «Boys» с шуточным текстом — и едва ли могли предвидеть, что их «забавная» композиция вдохновит впоследствии такие группы, как Nosferatu или London After Midnight .

Музыкальный журналист Дэйв Томпсон поставил композицию на 194-е место в своём рейтинге тысячи лучших рок-песен ( англ. 1000 Songs that Rock Your World ) .

Использование в кинофильмах

Возможно, наибольшую известность песне принёс фильм « Голод » режиссёра Тони Скотта , где в главных ролях снялись Дэвид Боуи и Катрин Денёв . Музыканты Bauhaus исполнили в картине камео : в начале фильма они представлены играющими «Bela Lugosi’s Dead» на концерте, куда в поисках новых жертв приходят вампиры — персонажи Боуи и Денёв . Во время звучания песни зрителю демонстрируются обрывки различных сцен, чередующиеся в неправильном хронологическом порядке; кульминация композиции совпадает со сценой убийства вампирами жертв; таким образом, «Bela Lugosi’s Dead» как бы обрамляет разрозненные начальные эпизоды . Несмотря на то, что «Голод» получил преимущественно негативные отзывы критиков, он приобрёл классический статус среди готов — отчасти благодаря появлению в нём Bauhaus , чья популярность ещё сильнее возросла после участия в съёмках . Во время проката «Голода» семидюймовая версия сингла распространялась в кинотеатрах, где шёл фильм.

Заглавная композиция также использовалась в нескольких других, менее известных картинах.

  • Песня вошла в официальный саундтрек к триллеру (англ.) 1998 года.
  • В низкобюджетном фильме ужасов 1998 года « » композиция играет во время сцены в готическом баре.
  • «Bela Lugosi’s Dead» можно услышать во французском фильме (англ.) , номинировавшемся на премию «Золотой леопард».
  • Композиция вошла в саундтрек к комедии « Удачи, Чак » 2007 года.
  • В фильме ужасов « Коллекционер » 2009 года песня звучит в практически полной девятиминутной версии.
  • Песня звучит в начале 18-го эпизода первого сезона сериала « Грань », получившего название «Полночь». Действие эпизода разворачивается вокруг женщины, заражённой вирусом вампиризма и разыскивающей свои будущие жертвы в ночном клубе, подобно героям «Голода» .
  • Песня звучит в пятом эпизоде («Крепкий орешек сумерек») шестого сезона американского телесериала « Сверхъестественное ».

Кавер-версии

  • Американская группа Morticia выпустила кавер-версию песни на своём альбоме 1991 года 13 Nightmares .
  • Американская готик-рок-группа в 1993 году записала кавер-версию композиции, вышедшую на альбоме Ritual Suicide Necrophiliac Blues .
  • В 1996 году The Electric Hellfire Club переиграли песню в жанре индастриал-метал .
  • Итальянская группа Opera IX , исполняющая симфонический блэк-метал , включила свою версию песни в альбом The Black Opera – Symphoniae Mysteriorum in Laudem Tenebrarum 2000 года.
  • Ещё один вариант исполнения за авторством немецкой индастриал-группы XPQ-21 можно услышать на их альбоме 2000 года Belle Epoque , в трек-лист которого кавер вошёл в качестве бонус-трека .
  • Чешская готик-рок-группа XIII.století выпустила кавер-версию песни под названием «Bela Lugosi Is Dead (I am Dracula)» на своём альбоме 2000 года Metropolis .
  • Бразильский трэш-метал коллектив Sepultura выпустил собственный вариант композиции на диске Nation (2001) в качестве бонус-трека .
  • Кавер-группа Nouvelle Vague в 2006 году записала укороченную (четырёхминутную) версию песни, которая вошла в альбом и исполнялась музыкантами на концертах .
  • Питер Мёрфи выступал совместно с индастриал -коллективом Nine Inch Nails во время турне 2006 года, где музыканты исполняли свой вариант «Bela Lugosi’s Dead» с его вокалом.
  • В 2009 году испанский музыкант Txarly Usher использовал фрагмент вступления песни в своей композиции «Sin mirar atrás», выпущенной на альбоме Canciones Asesinas .
  • В 2014 году песня была обработана в жанре синтипоп группой Chvrches . Композиция завершала фантастический кинофильм « Академия вампиров » .
  • В 2017 году супергруппа во главе с Майком Паттоном выпустила композицию на своем первом одноимённом альбоме [ источник не указан 1985 дней ] .

Пародии

  • Билл Бэйли с 1995 года исполнял пародию на песню в попурри с другими популярными композициями восьмидесятых, значительно искажая текст. Запись его выступления вышла на DVD Cosmic Jam в 2005 году.
  • (англ.) в 2002 году спародировал композицию, исполнив песню с изменённым текстом и под названием «Abe Vigoda’s Dead» (намёк на получившую широкую известность газетную утку, сообщавшую о смерти актёра Эйба Вигоды ) .

Участники записи

Примечания

  1. Andi Harrima. (англ.) . Rolling Stone (31 октября 2022). Дата обращения: 5 ноября 2022. 5 ноября 2022 года.
  2. ISWC Network (англ.)
  3. Stephen Thomas Erlewine. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 10 февраля 2012. Архивировано из 24 мая 2012 года.
  4. , p. XIX.
  5. (англ.) . Discogs.com. — ««Dark Entries (demo)» is not listed as a track on the vinyl release, but it does appear on the record.» Дата обращения: 11 февраля 2012. 24 декабря 2011 года.
  6. Skaht Hansen. (англ.) . Pitchfork Media . MusicFolio.com. Дата обращения: 11 февраля 2012. Архивировано из 24 мая 2012 года.
  7. Dave Thompson. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 16 февраля 2012. Архивировано из 24 мая 2012 года.
  8. , p. 49.
  9. , p. 117.
  10. , p. 321.
  11. , p. 109.
  12. Mallory O’Donnell. (англ.) . Stylus Magazine (7 августа 2006). Дата обращения: 10 февраля 2012. Архивировано из 24 мая 2012 года.
  13. Christian Logan Wright. The Metamorphosis of Peter Murphy (англ.) // Spin Magazine. — 1988. — Vol. 4 , iss. 11 , no. 8 . — P. 24 . — ISSN .
  14. (англ.) . BBC.co.uk (ноябрь 2006). Дата обращения: 10 февраля 2012. Архивировано из 24 мая 2012 года.
  15. (англ.) . Discogs.com. Дата обращения: 16 февраля 2012. 25 декабря 2011 года.
  16. , p. 48.
  17. Ned Raggett. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 7 февраля 2012. Архивировано из 24 мая 2012 года.
  18. , p. 59.
  19. Gustavo Terner. (англ.) . LAWeekly.com (24 марта 2011). Дата обращения: 7 февраля 2012. Архивировано из 24 мая 2012 года.
  20. , p. 59.
  21. , p. 164.
  22. , p. 35.
  23. . IMDb (12 октября 1926). Дата обращения: 5 июня 2022. 5 июня 2022 года.
  24. Jonathan Bernstein. Interview With Vampire (англ.) // Spin. — 1992. — Vol. 8 , iss. 2 , no. 5 . — P. 60. — ISSN .
  25. , p. 6.
  26. Timothy K. Beal. . — Routledge, 2002. — P. . — 235 p. — ISBN 9780415925884 .
  27. , p. 91.
  28. , p. 352.
  29. , p. 55.
  30. , p. 12.
  31. Эндрю Уилсон. . — Litres, 2022-04-16. — 505 с. — ISBN 978-5-04-032506-1 . 5 июня 2022 года.
  32. Владимир Козлов. . — Litres, 2022-05-15. — 334 с. — ISBN 978-5-457-06092-0 . 5 июня 2022 года.
  33. , p. 163.
  34. , p. 53.
  35. , p. 92.
  36. Dennis. (англ.) . Fringe Television (29 апреля 2009). Дата обращения: 20 июня 2012. Архивировано из 26 июня 2012 года.
  37. , p. 162.
  38. (англ.) . XIIIStoleti.com. Дата обращения: 10 марта 2012. Архивировано из 24 мая 2012 года.
  39. (англ.) . WhoSampled.com. Дата обращения: 10 февраля 2012. Архивировано из 24 мая 2012 года.
  40. (англ.) . Yahoo (16 января 2014). Дата обращения: 25 января 2014. 19 января 2014 года.
  41. Bill Brioux. Truth and rumors: the reality behind TV's most famous myths. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. 115. — 194 p. — ISBN 9780275992477 .

Литература

  • Becker, Matthew P. The edge of darkness: Youth culture since the 1960s. — ProQuest, 2007. — 230 p. — ISBN 9780549204251 .
  • Calkins, Katherine. . — McGraw-Hill, 2006. — 348 p. — ISBN 9780073121628 .
  • Enright, Laura L. . — Potomac Books, 2011. — 336 p. — (Most Wanted™). — ISBN 9781597976787 .
  • Goodlad, Lauren M. E.; Bibby, Michael. Goth: undead subculture. — Duke University Press, 2007. — 442 p. — ISBN 9780822339212 .
  • Fonseca, Tony. (англ.) // James Craig Holte. The fantastic vampire: studies in the children of the night. Selected essays from the Eighteenth International Conference on the Fantastic in the Arts. — Greenwood Publishing Group, 2002. — P. 59—67. — ISBN 9780313309335 .
  • Fonseca, Tony. Vampire Music. (англ.) // S. T. Joshi. Encyclopedia of the Vampire: The Living Dead in Myth, Legend, and Popular Culture. — ABC-CLIO, 2010. — P. 351—353 . — ISBN 9780313378331 .
  • Issitt, Micah L. . — ABC-CLIO, 2011. — 159 p. — ISBN 9780313386046 .
  • Punter, David; Byron, Glennis. The Gothic. — Wiley-Blackwell, 2004. — 315 p. — ISBN 9780631220633 .
  • Thompson, Dave. . — Krause Publications, 2011. — 256 p. — ISBN 9781440214226 .
  • Steel, Valerie; Park, Jennifer. . — Yale University Press, 2008. — 179 p. — ISBN 0300136943 .
  • Winden Fey, Julie. Spirituality Bites. (англ.) // Richard W. Flory & Donald E. Miller. GenX religion. — Routledge, 2000. — P. 30—54. — ISBN 9780415925709 .

Ссылки

Источник —

Same as Bela Lugosi’s Dead