Interested Article - Ноктюрн Es-dur (Глинка)

Ноктюрн Es-dur — один из первых в русской музыке ноктюрнов , написанный М. И. Глинкой в 1828 году. Самим композитором предназначался для арфы или фортепиано .

История

Над первыми инструментальными произведениями Глинка начал работать в 1820-х годах. В тот период он ориентировался преимущественно на камерное исполнительство, чему способствовал характерный для эпохи культ домашнего музицирования . В 1828—1829 годах, ещё до своей первой поездки за границу, Глинка создал ряд фортепианных пьес, включая Ми-бемоль мажорный ноктюрн . И. А. Тимченко-Быхун отмечает, что этот ноктюрн стал первой миниатюрой Глинки и первым его сочинением со свободным выбором музыкальной формы и схемы (в отличие от предыдущих фортепианных пьес, представлявших собой циклы вариаций на заимствованные темы) . В следующий раз к жанру ноктюрна Глинка обратится лишь в 1839 году, создав знаменитый ноктюрн «Разлука» , — «первый классический образец русского ноктюрна» .

Общая характеристика

А. Д. Алексеев в своей работе «Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества» называет ноктюрн Es-dur «сочинением ещё мало самобытным, написанным под явным влиянием Фильда» . Имеется в виду ирландский композитор Джон Филд (Фильд), которого можно считать родоначальником жанра фортепианного ноктюрна . Известно, что Фильд оказал значительное влияние на Глинку, хотя непосредственно они мало соприкасались: в частности, Глинка взял у Фильда три урока . В. И. Музалевский считает, однако, что в ноктюрне достаточно ярко проявилась и оригинальность Глинки, ряд тех особенностей, которые впоследствии будут свойственны его собственному композиторскому стилю: «уплотнение» мелодии октавами и аккордами, применение секвенции , тональная подвижность и пр.

К. В. Зенкин относит Ноктюрн Es-dur к тем фортепианным пьесам Глинки, которые, по его словам, «представляют музыкальный аналог песенно-романсной сфере», и обнаруживает в нём «как весьма заметные романтические черты, так и следы „промежуточного“, предромантического этапа» . О близости основной темы ноктюрна мелодике романса говорит и И. А. Тимченко-Быхун, отмечая, в числе прочего, что использованный в нём аккомпанемент в виде разложенных арпеджио свойствен и ранним романсам Глинки. Она полагает также, что в ноктюрне Es-dur присутствуют черты и другого музыкального жанра — баркаролы .

Примечательно, что Глинка предназначал свой ноктюрн сразу для двух инструментов — фортепиано и арфы: в первой трети XIX века как один, так и другой широко использовались для домашнего музицирования . Кроме того, звучание арфы, во первых, устойчиво соотносилось с той романтической семантикой, которая заложена в ноктюрне; во-вторых, в наилучшей степени могло передать ту манеру игры Фильда, под впечатлением от которой Глинка создавал свою пьесу, — его характерное туше , сочетание воздушности, певучести и в то же время отчётливости каждого звука . Особенности композиции говорят о том, что Глинка хорошо понимал и учитывал специфику этого инструмента . В «Очерках по истории русской музыки» под редакцией М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша Ми-бемоль мажорный ноктюрн назван «образцом русской арфной миниатюры первой половины XIX века, проникнутой элегическими, мечтательно-романтическими настроениями» .

Примечания

  1. , с. 122—123.
  2. , с. 200.
  3. , с. 115.
  4. , с. 278.
  5. , с. 200.
  6. , с. 124.
  7. , с. 143—144.
  8. , с. 253.
  9. , с. 117—118.
  10. , с. 122, 129.
  11. , с. 122.
  12. , с. 330.

Литература

  • Алексеев А. Д. . — Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 271 с.
  • Алексеев А. Д. . — М. : Музыка, 1988. — 415 с.
  • Глазунова Р. В. // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. — 2020. — № 2(67) . — С. 117—131 .
  • Зенкин К. В. . — М. : Юрайт, 2019. — 410 с.
  • Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М. : Музыка, 1987. — Т. 1. — 381 с. — ISBN S-7140-0077-3.
  • Музалевский В. И. . — Л. : Гос. муз. изд-во, 1949. — 358 с.
  • / М. С. Друскин, Ю. В. Келдыш. — Л. : Музгиз, 1956. — 455 с.
  • Тимченко-Быхун И. А. // Київське музикознавство. — 2018. — № 57 . — С. 113—136 .

Ссылки

  • . YouTube .
  • . YouTube .
Источник —

Same as Ноктюрн Es-dur (Глинка)