Interested Article - Соната для альта и фортепиано (Глинка)

« Соната для альта и фортепиано » — музыкальное произведение М. И. Глинки , написанное в 1825—1828 годах. В 1852 году Глинка ещё раз вернулся к сонате , однако она осталась незаконченной. Долгое время соната оставалась вне сферы внимания исследователей и лишь в 1931 году была повторно открыта и завершена В. В. Борисовским . Первые исполнение и публикация состоялись в 1932 году, после чего соната прочно вошла в альтовый репертуар.

История

Создание

Все камерные ансамбли Глинки написаны в период с 1822 по 1832 год; в более позднем творчестве к инструментальным ансамблям он не обращался. Тем не менее Л. Н. Раабен полагает, что ансамблевое творчество, которым Глинка много занимался в юности, стало своего рода лабораторией для овладения основами симфонизма .

Михаил Глинка. Портрет работы М. И. Теребенёва . 1824

Сонату для альта и фортепиано , начатую в 1825 году, сам композитор впоследствии выделял среди своих ранних сочинений . В своих «Записках» (завершённых в 1855 году ) он писал, вспоминая события 1825 года (Глинка жил тогда в Петербурге): «Около этого времени я написал первое Allegro сонаты d-moll для фортепиано с альтом; это сочинение опрятнее других, и я производил эту сонату с Бёмом и Лигле; в последнем случае я играл на альте. Adagio написано было позже, a Rondo, которого мотив в русском роде памятен мне до сих пор, я и не принимался писать (я поместил его недавно в детской польке)» . Партнёры по исполнению сонаты, упоминаемые в этом фрагменте, — это Франц Бём, концертмейстер оркестра Петербургских императорских театров и учитель Глинки по скрипке, и пианистка по фамилии Лигле, приглашённая княгиней Е. Хованской из Вены для обучения её детей игре на фортепиано .

Второе упоминание о сонате в «Записках» относится к описанию мая 1828 года: «… в эти немногие дни я писал Adagio (B-dur) d-moll сонаты и помню, что в этой пьесе был довольно ловкий контрапункт» . Наконец, в третий раз Глинка вернулся к сонате в 1852 году, переписав и заново отредактировав первую часть и фрагменты второй . Это, несомненно, свидетельствует о том значении, которое композитор придавал своему раннему сочинению, однако, по невыясненным причинам, соната осталась незаконченной .

Повторное открытие и завершение Борисовским

Сохранились три рукописных варианта первой и второй частей сонаты, однако рукопись более ста лет пролежала в Императорской публичной библиотеке , не привлекая внимания исследователей . Лишь в 1931 году В. В. Борисовский , основоположник советской альтовой школы, приступил к работе с автографами. Она значительно осложнялась наличием трёх разных вариантов, два из которых к тому же представляли собой черновики со множеством поправок . В итоге за основу был взят третий, наиболее совершенный .

Перед Борисовским встала и другая непростая задача: досочинить недостающие 40 тактов фортепианной партии во второй части сонаты (Глинка полностью выписал лишь партию альта ) и каким-то образом сгладить отсутствие финала. Максимально бережно подойдя к творению Глинки, он дописал недостающий фрагмент с опорой на темы второй и первой частей и таким образом циклически замкнул произведение. В 1932 году соната впервые была опубликована в редакции Борисовского .

Тогда же, в 1932 году, состоялась концертная премьера сонаты в исполнении самого Борисовского и пианистки Е. А. Бекман-Щербиной . Позднее Борисовский также записал сонату на радио (партию фортепиано исполнял А. Б. Гольденвейзер ) . В конце концов соната Глинки, обладающая несомненными художественными достоинствами, заняла заметное место в альтовом репертуаре .

Общая характеристика

Известно, что Глинка с детства учился играть на скрипке и не расставался с ней на протяжении всей своей жизни (хотя сольных произведений для этого инструмента не писал) . Играл он также и на альте, однако достоверно неизвестно, почему в своей сонате он обратился именно к этому инструменту. Альт в то время редко использовался в сольной концертной практике, и хотя ко времени создания сонаты европейскими композиторами уже был написан ряд выдающихся произведений для этого инструмента, практически все они не могли быть известны Глинке . Возможно, его привлекало густое, кантиленное, «элегичное» звучание альта, соответствовавшее романтическому замыслу сонаты . Вместе с тем примечательно, что в авторской рукописи имеется подзаголовок « Sonate pour le piano-forte avec accompagnement d’alto-viola ou violon » («Соната для фортепиано с аккомпанементом альта или скрипки») — отсюда следует, что фортепиано Глинка отводил ведущую роль .

Исследовательница творчества Глинки О. Е. Левашёва отмечает близость альтовой сонаты, написанной в 1825 году, к вокальной лирике, создававшейся композитором в тот же период (романс « Не искушай » и пр.). По словам Левашёвой, всё в этой сонате «наполнено чисто русской распевностью, ощущением живой вокальной интонации, вокального мелоса» .

Первая часть сонаты — Allegro moderato — начинается в элегическом ключе. В ней особо примечательна главная тема, которая на протяжении 39 тактов проводится попеременно то у альта, то у фортепиано . Сопоставление рукописных вариантов сонаты свидетельствует о том, что Глинка долго работал над этой темой, о которой М. Гринберг писал, что это «едва ли не одна из вершин творчества Глинки 20-х годов» . Главной теме близка по характеру и побочная, звучащая мечтательно и нежно и отличающаяся такой же широкой распевностью. Контраст им создают лёгкие, виртуозные «связующие» пассажи у фортепиано . Л. Н. Раабен замечает, что первая часть сонаты — «новый для того времени вид песенно-мелодического сонатного allegro» .

Вторая часть — Larghetto ma non troppo — имеет более сдержанный, медитативный характер. Однако весь её мелодический строй и характерные обороты говорят о тесной связи с первой, более динамичной, частью. Сопоставляя в этой части две темы — спокойную мажорную и взволнованную минорную — Глинка создаёт оригинальную композицию: двойную двухчастную форму .

О. Е. Левашёва предполагает, что именно лирический склад сонаты, полностью отвечавший устремлениям Глинки раннего периода творчества, и помешал ему завершить произведение традиционным подвижным финалом: лирическое высказывание состоялось и, в сущности, не требовало продолжения. Вместе с тем в «Записках» сам Глинка упоминает о том, что тему, предназначавшуюся для финала, он использовал затем в «Детской польке» 1854 года. Признавая неопровержимость этого свидетельства, Левашёва замечает тем не менее, что, зная эту «бесхитростную фортепианную пьеску», трудно поверить в возможность соседства её игривой «темки» с «лирически-возвышенными» темами альтовой сонаты .

Л. Н. Раабен полагает, что в альтовой сонате наметилась та образно-интонационная линия, которая впоследствии приведёт к знаменитому « Вальсу-фантазии ». По его словам, «Мир душевности, лиризма сонаты для альта с фортепьяно — первая ласточка глинкинского, глубоко человечнейшего мира чувств, который раскроется в „Вальсе-фантазии“» .

Примечания

  1. , с. 107.
  2. , с. 111.
  3. , с. 5.
  4. , с. 25.
  5. , с. 90.
  6. , с. 31.
  7. , с. 91.
  8. , с. 139.
  9. , с. 156.
  10. , с. 141.
  11. , с. 91—92.
  12. , с. 92.
  13. , с. 1.
  14. , с. 258.
  15. , с. 142.
  16. , с. 140.
  17. , с. 112.
  18. , с. 37.

Литература

  • Глинка М. И. Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
  • Глинка М. И. Комментарии // Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
  • Гордеева Е. М. Глинка-исполнитель // Памяти Глинки. 1857—1957. Исследования и материалы / В. А. Киселёв, Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1958. — С. 227—279.
  • Гринберг М. М. Русская альтовая литература. — М. : Музыка, 1967. — 192 с.
  • Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М. : Музыка, 1987. — Т. 1. — 381 с.
  • Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. — 476 с.
  • Радзецкая О. В. // Концепт. — 2011. — № 2 .
  • Юзефович В. А. // Советская музыка. — 1979. — № 7 . — С. 88—92 .

Ссылки

  • . YouTube .
  • . YouTube .
Источник —

Same as Соната для альта и фортепиано (Глинка)