Interested Article - Не искушай (романс)
- 2021-12-13
- 1
«Не искушай» (« Не искушай меня без ну́жды » , « Разуверение » ) — романс М. И. Глинки на стихотворение Е. А. Баратынского , написанный около 1825 года. Это второй романс композитора и один из наиболее известных.
История
В своих «Записках» (завершённых в 1855 году ) сам Глинка, вспоминая события 1825 года, пишет о романсе следующим образом: «Первая неудачная попытка сочинения с текстом относится к этому времени. Это был романс на слова Константина Александровича Бахтурина , сына правителя нашей канцелярии. Когда же сочинен мною первый удачный романс „Не искушай меня без нужды“ (слова Баратынского), — не помню; по соображению полагаю, что я написал его около этого времени, т. е. в течение 1825 года». В тот период Глинка жил в Петербурге и находился в самом начале творческого пути. Он много занимался скрипкой, фортепиано и пением; музицировал в светских салонах и ориентировался в первую очередь на вокально-камерное творчество, включая популярные в то время романсы Алябьева , Верстовского и Титова .
Романс известен в двух авторских редакциях. Из них более популярна первая, в 1854 году опубликованная Ф. Т. Стелловским ; вторая при жизни композитора не публиковалась и была впервые издана лишь в 1955 году .
Общая характеристика
Не искушай меня без ну́жды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям.
Романс Глинки написан на стихотворение Е. А. Баратынского «Разуверение» (1821). Композитор незначительно изменил оригинальный текст: так, если у Баратынского строка звучит как «слепой тоски моей не множь», то у Глинки — «немой тоски» . По мнению А. Е. Майкапара , внесённые Глинкой изменения, включая пунктуационные, неслучайны и служат общему замыслу . Т. Н. Ливанова и В. В. Протопопов считают, что «главную прелесть» романса Глинки составляет «скрытый огонь, который только угадывается в тексте Баратынского» . Наталья Рубинштейн подчёркивает принципиальное несходство смыслов, заложенных в тексте и задаваемых музыкой: если Баратынский писал «о перегоревшем чувстве, об обиде и остуде сердца», то романс Глинки «взволнованной молящей интонацией ставит под сомнение непоправимость результата, на котором настаивает поэт» .
Ряд исследователей отмечают близость глинковского романса бытовой песне, в первую очередь « городскому романсу » . Однако при этом подчёркивается, что Глинка не следовал каким-либо конкретным образцам, а, отобрав всё наиболее яркое и типическое, поднял, по словам Ливановой и Протопопова, бытовую песню «до уровня классического типа». Схожим образом говорит об этом и Б. В. Асафьев : «Глинка по-глинковски индивидуально запечатлевает почувствованные им повсеместно выразительные, многих людей волнующие интонации… В этом романсе впервые проявилось непередаваемое словами глинкинское обаяние, так сказать, его почерк, его стилевое „я“, запечатленное в обобщении общезначимого» .
Романс «Не искушай» во многом близок и жанру элегии . В числе её характерных черт О. Е. Левашёва называет типичные для элегии структуру и ритм (заданные поэтическим размером), чередование минора и мажора с последующим возвращением к первоначальной тональности, плавность мелодии, начинающейся типичным секстовым запевом и на всём своём протяжении пронизанной этим интервалом, и т. п. Однако романс Глинки отличается от большинства произведений его современников и предшественников особой психологической направленностью и глубиной проникновения в текст. По словам Левашёвой, Глинка «с гениальной простотой» сумел воплотить заложенную в нём «антитезу разочарования и надежды» .
Форма романса отражает эту двойственность. Короткое вступление с ниспадающими секвенциями задаёт «интонацию вздоха», которая затем получает развитие в вокальной партии . Первая, минорная часть в размеренном ритме передаёт разочарование; вторая, взволнованно-смятенная, — пробудившуюся надежду . При этом, по мнению М. А. Овчинникова , наиболее характерной чертой музыки романса является её «принципиальная антитеатральность»: надрыв, свойственный эстетике романса, уступает здесь место тонкой интонационной нюансировке .
Исполнители
В. А. Васина-Гроссман называет романс «Не искушай» «первой яркой удачей Глинки в области вокальной лирики» . М. А. Овчинников отмечает, что именно благодаря этому сочинению к имени Глинки впервые было привлечено внимание широкой публики . До настоящего времени романс входит в репертуар многих вокалистов ; в числе исполнителей в разные годы были А. Ф. Ведерников , Г. П. Вишневская , И. С. Козловский , С. Я. Лемешев , Н. А. Обухова , М. О. Рейзен и др. Существует также ряд дуэтных исполнений (Г. П. Вишневская и И. С. Козловский, Е. К. Катульская и С. Я. Лемешев, А. В. Нежданова и И. С. Козловский, и т. п.) .
Примечания
- / Левашёва О. Е., Лебедева-Емелина А. В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ , с. 92.
- , с. 154.
- ↑ , с. 5.
- , с. 117.
- , с. 5.
- ↑ , с. 18.
- , с. 152—153.
- ↑ Майкапар А. Е. . Дата обращения: 2 мая 2021. 5 января 2021 года.
- Наталья Рубинштейн. . Toronto Slavic Quarterly . Дата обращения: 2 мая 2021. 2 мая 2021 года.
- , с. 14.
- , с. 153.
- , с. 154—156.
- , с. 155.
- , с. 155—156.
- , с. 73.
- , с. 27.
- , с. 71.
- . Президентская библиотека . Дата обращения: 2 мая 2021. 2 мая 2021 года.
- , с. 145—150.
Литература
- Асафьев Б. В. М. И. Глинка. — Л. : Музыка, 1978. — 311 с.
- Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. — М. : Музыка, 1979. — 102 с.
- Глинка М. И. Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
- Глинка М. От редакции // Романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепьяно). — М. : Музыка, 1986. — Т. 1. — С. 5. — 160 с.
- Канн-Новикова Е. И. . — Музгиз, 1950. — 120 с.
- Ларош Г. А. . — М. : Гос. музыкальное изд-во, 1953. — 195 с.
- Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М. : Музыка, 1987. — Т. 1. — 381 с.
- Ливанова Т. Н. , Протопопов В. В. . — М. : Музгиз, 1955. — Т. 1. — 404 с.
- Наволокина И. В. . — М. : Федеральное казённое учреждение Российский государственный архив фонодокументов, 2019. — 314 с.
- Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М. : Музыка, 1988. — 160 с.
Ссылки
- Текст: в Викитеке
- . (см. раздел «Разуверение»)
- 2021-12-13
- 1