Interested Article - Прощальная песня (Глинка)
- 2020-10-11
- 1
«Прощальная песня» — романс М. И. Глинки на стихотворение Н. В. Кукольника . Входит в цикл « Прощание с Петербургом », созданный в 1840 году. Написана для соло и хора: минорной сольной партии противопоставлен мажорный хоровой припев.
История
«Прощальная песня» представляет собой последний номер вокального цикла « Прощание с Петербургом », написанного Глинкой в 1840 году, накануне готовившегося отъезда за границу (впоследствии его планы изменились). В этот период он часто встречался с братьями Кукольниками, Нестором и Платоном , у которых собиралось общество литераторов, артистов, критиков и музыкантов . В своих «Записках» композитор вспоминает о том, как его провожали друзья:
10 августа Кукольники устроили для меня прощальный вечер, на который, кроме искренних приятелей и домашних, пригласили и некоторых артистов и литераторов. Я пел с необыкновенным одушевлением прощальную песню, хор пела братия наша, и кроме фортепьяно, был квартет с контрабасом… 11 августа я выехал из Петербурга .
Многие романсы цикла имеют посвящения . «Прощальной песне» предпослан следующий эпиграф: «Слова посвящены Михаилу Ивановичу Глинке. Музыку друзьям посвящает М. Глинка» .
Общая характеристика
Солист:
Прощайте, добрые друзья!
Нас жизнь раскинет врассыпную;
Всё так, но где бы ни был я,
Я вспомню вас и затоскую.
Нигде нет вечно светлых дней,
Везде тоска, везде истома,
И жизнь для памяти моей
Листки истёртого альбома.
Хор:
Ты прав, певец, да не совсем!
Когда жизнь дружбою согрета,
Дай Бог тебе, и нам, и всем
Многие лета!
По мнению О. Е. Левашёвой , в «Прощальной песне» Глинка продолжает традицию маршевых застольных песен эпохи Отечественной войны и декабризма . В. А. Васина-Гроссман также видит в ней типичный образец распространённых в то время застольных песен с хором, однако подчёркивает, что «Прощальная песня» выходит далеко за рамки бытового жанра .
Песня исполняется поочерёдно солистом и хором. Накануне расставания с друзьями лирический герой прощается со всем, что когда-то было ему дорого, — любовью, славой и творчеством — сохраняя благодарную память лишь о дружбе . Теме разочарования и горечи противопоставляются «гимнические ноты» квартета, воспевающего непреходящую силу дружбы. Примечательно, что голоса звучат по большей части в унисон, что становится музыкальным выражением образов дружбы и единства. По М. А. Овчинникову , противоборство «сурового» запева и мажорного, ликующего припева составляет главную драматургию произведения .
«Прощальная песня» заканчивается торжеством хорового «многолетия», однако по свидетельству композитора и друга Глинки А. Н. Серова , сам композитор, исполняя его, отбрасывал «мажорное разрешение минорной песни» .
Исполнители
Известно, что сам Михаил Глинка обладал хорошим голосом и нередко исполнял собственные произведения. Согласно воспоминаниям А. Н. Серова, «Прощальная песня» была в его постоянном репертуаре и он нередко пел её в дружеском кругу. Серов полагает, что слова этой песни, несмотря на их «мелодраматический тон», содержат в себе «много правды» и отражают то, как Глинка чувствовал себя среди друзей, «в обществе Кукольников и К. П. Брюллова ». Он пишет, что в исполнении автора «Прощальная песня» звучала «увлекательной речью, проникнутою пафосом, широким и глубоким, как душа художника» .
Описание того, как Глинка пел свою «Прощальную песню», оставил и В. П. Энгельгардт : «Наконец он запел „Прощальную песнь“. Поразителен был последний куплет „Есть неизменная семья, мир лучших дум и ощущений, кружок ваш, добрые друзья “ (тут он привстал, обвёл всех глазами и наклонился)…» . Энгельгардт также свидетельствует о том, что в исполнении Глинки песня завершалась строкой «И струны лиры разрываю» с эффектным высоким ля , которого нет в изданном тексте: Глинка импровизировал концовку .
В XX веке «Прощальную песню» исполняли, в числе прочих, К. Заринь и Г. М. Нэлепп .
Примечания
- , с. 184.
- , с. 97.
- , с. 185.
- , с. 90.
- , с. 76.
- , с. 67.
- , с. 67—68.
- , с. 116.
- ↑ , с. 20.
- , с. 254.
- , с. 255.
- , с. 172.
- , с. 413.
Литература
- Васина-Гроссман В. А. // Советская музыка. — 1954. — № 6 . — С. 62—68 .
- Глинка М. От редакции // Романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепьяно). — М. : Музыка, 1979. — Т. 2. — 160 с.
- Глинка М. И. Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
- Гордеева В. Глинка-исполнитель // Памяти Глинки. 1857—1957. Исследования и материалы / В. А. Киселёв, Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1958. — С. 227—279.
- Кенигсберг А. К. Прощание с Петербургом // 111 ораторий, кантат и вокальных циклов. — СПб. : Культ-информ-пресс, 2007. — С. 183—186.
- Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М. : Музыка, 1988. — Т. 2. — 352 с. — ISBN S-7140-0077-3.
- Наволокина И. В. . — М. : Федеральное казённое учреждение Российский государственный архив фонодокументов, 2019. — 314 с.
- Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М. : Музыка, 1988. — 160 с.
- Серов А. Н. Воспоминания о М. И. Глинке. — Л. : Музыка, 1984. — 55 с.
- Уханева А. А. . — СПб. : Политехника-сервис, 2015. — Т. 1. — 595 с.
Ссылки
- . (см. раздел «Прощание с Петербургом»)
- 2020-10-11
- 1