Interested Article - Храм Воскресения Христова в Кадашах
- 2020-08-14
- 1
Храм Воскресения Христова в Кадашах — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии . Храм расположен в районе Якиманка , Центрального административного округа города Москвы , между двух основных дорог на юг — Полянкой и Ордынкой ( 2-й Кадашёвский переулок , 7/14.).
Первое упоминание
Первое упоминание о церкви Воскресения относится к 1493 году . В грамоте, адресованной сыновьям, московский воевода князь Иван Патрикеев скрупулёзно обозначил свои владения, указав, что принадлежало ему на тот момент село за рекою, за лугом, у Воскресения, а жили там его же, князя, крепостные крестьяне. В 1504 году великий князь Иван III говорит уже об этой местности как о селе Кадашёве.
Первоначально храм называли « церковь Воскресения, что на Грязех ». Такое название было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. И. М. Снегирев указывал, что первоначальная церковь существовала уже в 1624 году, поскольку в этот год она платила ружные деньги. С 1625 года в Патриарших окладных книгах появляются регулярные записи о храме.
Церковь Воскресения в Кадашах , по мнению современных учёных, служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья и определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском .
Первое каменное здание, построенное в 1656 году , просуществовало около 30 лет. От этой постройки до наших дней дошли южная апсида (нижняя часть храма) и каменный подклет-кладовая под алтарями . В 1687 году было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашёвской слободы — купцов Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича.
Описание
Храм построен в стиле московского барокко , который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. К высокому двусветному четверику церкви с запада примыкает трапезная , закрытая вместе с ним на первом этаже обходными галереями. На втором этаже с северной и южной сторон также расположена открытая галерея — гульбище . Изначально гульбище обходило апсиды второго этажа — редкое явление в церковной архитектуре. Открытая галерея по алтарю встречается в единичных случаях, например, в Воскресенском храме Ново-Иерусалимского монастыря и в соборе Иверо-Валдайского монастыря — оба памятника обязаны своим появлением Патриарху Никону . Раньше на гульбище Храма Воскресения с трех сторон вели широкие лестницы, которые были разобраны в 1695 году, а их опоры были переделаны в порталы нижнего храма. Из кирпича сломанных лестниц были возведены паперти . На западе поставлена стройная шестиярусная ажурная колокольня поздней постройки. Её высота составляет более 43 метров. Частично её кладка выполнена из белого камня, частично — из кирпича (колонны и карнизы) . С востока три двухэтажные апсиды , стены которых прорезаны окнами. Первоначально апсиды храма на втором этаже не выступали из четверика . Четверик завершается пятью барабанами в восемь граней, увенчанными куполами в форме шарообразных луковиц . С западной стороны была пристроена шестиярусная колокольня высотой более 43 метров. Её декор, выполненный в кирпиче, повторял белокаменный декор церкви. Объём четверика обведен по верху двумя рядами резьбы из белого камня .
Между трапезной и четвериком в первом этаже нет стены — через мощные арки помещение трапезной соединяется с помещением четверика . Кладка стен и сводов выполнена из кирпича. Части храма, возведенные в XVII веке, выложены кирпичом с размерами 7 х 14 х 28 см (алтарная часть выложена из кирпича). Швы старинной кладки аккуратные, одинаковой толщины, стены и оконные откосы и проемы без отступлений от вертикали. Верхние апсиды переложены в XIX в. кирпичом с размерами 6 х 12 х 24 см . Белокаменная резьба наличников, порталов и несимметрична, с ярко выраженной скульптурностью, привносящей богатую светотеневую игру. Обломы профилей не имеют прямых углов .
В храме четыре алтаря. Главный престол — Воскресения Христова , в честь которого и назван весь храм. Стены храма были расписаны царскими изографами Петром Беляевым, Николем Соломоновым, Петром Коробовым и Петром Билиндиным. В описях упоминается о серебряном, вызолоченном окладе для Евангелия главного престола церкви, которое весило около 13 кг, и другой дорогой утвари .
Храм после войны 1812 года
В 1812 году храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века , в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога пострадала и колокольня. Значительная часть ценностей была расхищена.
В тридцатые годы начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1863 года . В 1848 году была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П. Н., а иконостас , начиная с грунтовки, был заново позолочен. В первой половине XIX века были разобраны трёхмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением. Также были переложены апсиды . Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра.
В 1893—1903 годах был осуществлен хозяйственный ремонт, коснувшийся деревянных лестниц в закрытых папертях, которые были заменены на каменные, и дымоходов в изразцовых печах XVII века нижнего этажа.
XX—XXI века
В 1934 году храм был закрыт. В нём располагались различные государственные учреждения, в том числе архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики. В середине XX века храм был отреставрирован архитектором Гали Алфёровой , и в 1966 году отреставрированное здание передали во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря .
В 1992 году был образован приход храма, а 1 декабря 2006 года подписан акт о передаче храма приходу Русской православной церкви . Продолжаются работы по восстановлению храма и споры о территории, ему принадлежащей. Попытки столичных властей в 2010 году снести дом дьякона и некоторые близлежащие здания ради возведения новостроя натолкнулись на общественное сопротивление. Конфликт широко освещался в российской прессе (см. « »).
Главный колокол храма
Главный колокол храма был отлит в 1750 году мастером Константином Слизовым, который отлил и Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. Вес колокола составил 400 пудов (около 6,5 тонн). По некоторым сведениям, этот колокол ныне используется в Большом театре в « Борисе Годунове » .
Духовенство
- Настоятель храма протоиерей Александр Салтыков .
- Диакон Дмитрий Клыков .
Святыни храма
- Мощи оптинских старцев (икона с мощевиками );
- Мощи преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского и других святых;
- Образ святого царя-мученика Николая;
- Почаевская икона Божией Матери ;
- Икона преподобного Иова, игумена Почаевского ;
- Икона святых Новомучеников и Исповедников Российских ;
- Тихвинская икона Божией Матери .
Примечания
- ↑ Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 157. ISBN 5-210-02548-9
- , с. 5.
- ↑ , с. 10.
- , с. 18.
- , с. 21.
- , с. 22.
- , с. 16.
- , с. 14.
- , с. 20.
- , с. 18, 23.
- , с. 24—25.
- .
- 17 сентября 2010 года.
- . www.kadashi.ru. Дата обращения: 12 мая 2019. 12 мая 2019 года.
Литература
- Алфёрова Г. В. . — М. : Просвещение , 1974. — 208 с. — 40 000 экз. от 17 июля 2014 на Wayback Machine
- Воскресенский Н. . — М. : Типо-литография Г. И. Простакова, 1904. — 44 с. от 2 ноября 2011 на Wayback Machine
- . — М. : Кадашёвская слобода, 2007. — 130 с.
- / Гл. ред. протоиерей Александр Салтыков. — М.: Луг духовный; Об-во сохранения лит. наследия (ОСЛН); ОРПК «Кадашевская слобода». 2014. — 410 с. — ISBN 978-5-902484-71-4
Ссылки
- (официальный сайт)
- на сайте
- 2020-08-14
- 1