Interested Article - Небесные тайны (Сведенборг)

« Небесные тайны » ( лат. Arcana Cœlestia ; издано в Лондоне , 1749—1756) — сочинение шведского духовидца Эммануила Сведенборга (1688—1772). Содержание теософского сочинения выражено в его полном названии: « Небесные тайны, находящиеся в Св. Писании, или в Слове Господа, с диковинами виденными [Сведенборгом] в мире духов и в небе ангелов » ( лат. Arcana Cœlestia, quae in Scriptura Sacra seu Verbo Domini sunt, detecta: Hic Primum Quae in Genesi. Una Cum Mirabilibus, Quae Visa Sunt in Mundo Spirituum Et in Coelo Angelorum ).

Предыстория

В 57 лет учёный Сведенборг, находясь в Лондоне (1745 год) и замышляя новое сочинение по биологии, неожиданно пережил внутреннее прозрение и осознание поставленной перед ним задачи объяснить людям внутренний и духовный смысл священных писаний. Вернувшись в родную Швецию, Сведенборг отказался от службы и от естественно-научных занятий, чтобы сосредоточиться на сочинениях нового для него жанра — богословского.

«Arcana Cœlestia»

Книга «Небесные тайны» была самым первым и самым большим теологическим трудом Эммануила Сведенборга. Она издавалась в Лондоне по одному тому в год в период с 1749 по 1756 годы, всего 8 томов.

Форма сочинения — непрерывный подробнейший комментарий двух первых книг Пятикнижия ( стих за стихом Книги Бытия и Книги Исход ) по новому латинскому переводу, сделанному самим Сведенборгом с еврейского текста (не будучи гебраистом , он еще в молодости приобрёл некоторое знакомство с еврейским языком) .

Метод толкования — чисто аллегорический , отличающийся от такого же у церковных писателей лишь своей прямолинейностью и однообразием .

Сведенборг различает в тексте три смысла — исторический (или буквальный), духовный и небесный; но на деле проводится лишь противопоставление между внешним (или натуральным) и внутренним (духовным, в широком значении) смыслами, и задача толкования — показать внутренний смысл каждого стиха и каждого слова Библии. Такое отношение к священному тексту связано у Сведенборга с его теорией соответствий (correspondentiae), по которой всем предметам и качествам в физическом мире есть что-нибудь соответствующее в мире духовном. К указанию такого соответствия для каждого данного случая и сводится, в сущности, библейская экзегеза или, точнее, герменевтика Сведенборга.

Птицы знаменуют мысли
"Воздух, или Оптика" Брейгеля Старшего в соавторстве с Хендриком ван Баленом , 1621; Лувр

Так, например, везде, где в тексте говорится о камне, камнях, каменном, это относится по духовному смыслу к вере , верности или к истине со стороны её твердости; вода также соответствует истине, но не со стороны твердости, а со стороны подлинности (источники), а также оживляющего и очищающего свойства; кровь и вино , уже связанные естественным соответствием, по духовному смыслу соответствуют деятельным категориям — воле , любви , добру ; разные млекопитающие означают различные душевные аффекты, чувства и страсти; птицы знаменуют мысли , притом птицы водяные — мысли, стремящиеся к чистой научной истине т. д.

С помощью таких аллегорий содержание двух первых книг Библии ( Бытие и Исход ) превращается в изложение первоначальных судеб человечества или последовательных перемен в его внутренних духовных состояниях — эпох религиозного упадка и восстановления. Кроме этой своеобразной философии истории в «Небесных тайнах» содержится еще двоякий материал:

  • 1) по поводу того или другого текста автор излагает догматически различные пункты открытого ему истинного учения;
  • 2) каждая глава комментария, безотносительно к своему содержанию, сопровождается особым приложением, где Сведенборг рассказывает, что он видел и слышал в состояниях своего душевного раздвоения, или открывшимися глазами и ушами своего внутреннего человека .

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Небесные тайны (Сведенборг)