Гобер, Андре
- 1 year ago
- 0
- 0
Филипп Гобер ( фр. Philippe Gaubert ; 4 июля 1879 , Каор — 8 июля 1941 , Париж ) — французский флейтист , композитор и дирижёр.
Отец Гобера, сапожник, любительски играл на кларнете, а Филипп поначалу занимался на скрипке. В 7 лет он со своей семьёй переезжает в Париж. Там Филипп Гобер по собственному желанию сменил скрипку на флейту. Уроки брал у известных преподавателей-флейтистов – сперва у Жюля Таффанеля, с 1890 года – у его сына Поля. В 1893 Гобер поступил в Парижскую консерваторию , где его учитель Поль Таффанель получил место профессора. В 1894 году Гобер выиграл первую премию конкурса флейтистов Парижской консерватории . В консерватории помимо занятий на флейте серьёзно изучал гармонию и композицию у Рауля Пюньо , Ксавье Леру и Шарля Леневё . Играл первую флейту в Оркестре концертного общества Парижской консерватории . Одновременно с 1897 года Гобер играл третью флейту в оркестре Парижской оперы . В 1903 году Гобер получил первый приз консерватории за сочинение фуги, а в 1905 -ом стал лауреатом Римской премии второй степени. С 1904 года Гобер – второй дирижёр Оркестра концертного общества Парижской консерватории .
Во время Первой мировой войны Филипп Гобер был мобилизован и в 1916 принимал участие в сражении под Верденом . В 1919 г. Гобер занял сразу три ключевых поста: место профессора флейты в Парижской консерватории (здесь его учениками были, в частности, Марсель Моиз и Гастон Крюнель ), музыкального руководителя Парижской оперы и главного дирижёра Оркестра концертного общества Парижской консерватории . В 1923 году Гобер закончил свою исполнительскую деятельность как флейтист. Тем не менее, он преподавал флейту в консерватории до 1931 года , а затем там же стал преподавать дирижирование.
Умер Филипп Гобер 8 июля 1941 года от инсульта.
В соавторстве с Луи Флёри закончил начатый Таффанелем учебник игры на флейте ( фр. Méthode complète de flûte ), и только в 1923 году «Полная школа игры на флейте» Таффанеля-Гобера, работа над которой шла десятилетиями, наконец, была издана. Генри Маколей Фицгиббон , рецензируя книгу для американского журнала «The Flutist», оценил её как «энциклопедию игры на флейте», отмечая, что «сотрудничество ведущих французских флейтистов двух поколений придаёт этой книге исключительную авторитетность» .
В качестве дирижёра Гобер руководил рядом важных премьер — в частности, оперы Альбера Русселя «Падмавати» ( 1923 год) и его же балета «Вакх и Ариадна» ( 1931 год). Постановка балета Сергея Прокофьева « На Днепре » в 1932 году не обрела успеха публики. В 1939 -ом Гобер оставил место главного дирижёра Парижской оперы , однако в 1940 -ом вновь стал ее главным дирижёром.
8 июля 1941 года , спустя несколько дней после премьеры своего балета «Рыцарь и девушка», он скоропостижно скончался в Париже от апоплексического удара. В 1921 году Гобер стал кавалером, в 1929 -ом — офицером, а в 1938 -ом командором Ордена Почётного легиона .
Альбер Руссель посвятил Филиппу Гоберу четвёртую часть своего цикла «Флейтисты».
Композиторское наследие Филиппа Гобера, отмеченное влиянием Габриэля Форе и Клода Дебюсси , включает оперы «Фрески» ( фр. Fresques ; 1923 ) и «Наиля» ( фр. Naïla ; 1927 ), балеты «Кавалер и девушка» ( фр. Le Chevallier et la demoiselle ; 1941) и «Александр Великий», симфонию, скрипичный и виолончельный концерты.
Его произведения для флейты часто исполняются, особенно популярны «Ноктюрн и Аллегро Скерцандо», а также «Фантазия» (1912) для флейты и фортепиано. Остальные произведения, написанные им для этого инструмента: