Interested Article - Тиратур Киликеци

Тиратур Киликеци ( арм. Տիրատուր Կիլիկեցի ) — армянский педагог, переписчик и миниатюрист XIII—XIV веков. Один из предводителей Гладзорского университета , позже — настоятель .

Биография

Колофон Тиратура Киликеци, написанный в Гладзоре в 1309 году

Биографические данные скудны. Был одним из многих монахов (наряду с Погосом Акнеци, Маттеосом Мличеци, Варданом Бардзрбердци , и т. д.), приехавших из Киликийской Армении в Гладзорский университет в целях улучшения образования . Впервые упоминается в одной рукописи « Книги скорбных песнопений » 1291 года . В 1309 году переписал и иллюстрировал Евангелие , оставив небольшую памятную запись. В 1321 году был уже одним из учителей ( вардапетов ) Гладзорского университета, позже стал одним из Гладзора наряду с Есаи Нчеци .

Как и Есаи Нчеци, Тиратур интересовался западными идеями и был открыт к диалогу с Католической церковью . В 1323 году он заказал для себя копию «„Комментариев на Сентенции “ Петра Ломбардского» Фомы Аквинского на армянском (труд был в переведён Ованесом Цорцореци незадолго до этого) .

Прославился педагогической деятельностью, современники величали его «учителем всей Гайканской нации», «великим наставником», «блаженным ритором» . Из его учеников впоследствии известность получил Ованес Воротнеци . После смерти Есаи Нчеци в 1338 году Гладзорская школа некоторое время продолжала существование под руководством Тиратура, но вскоре переместилась в монастырь Гермона, во владения Орбелянов . Он оставался настоятелем Гермонского монастыря до конца своей жизни в 1350-х годах , после чего деятельность в школе пришла в упадок и она переместилась в Воротнаванк .

Живописная деятельность

Миниатюры Тиратура содержат элементы обеих основных школ армянской миниатюры — киликийской и гладзорской. Для оценки его творчества, как художника, важна иллюстрированная им рукопись Евангелия 1309 года . В рукописи нет картин с религиозными сценами и не украшены каноны Евсевия , но есть четыре портрета евангелистов , пышно украшенные титульные листы и небольшие иллюстрации на полях страниц. В целом Тиратур остался верен традициям киликийской миниатюрной школы, но в отдельным местах явно чувствуется влияние гладзорской школы: в его миниатюрах есть схожести с миниатюрами Тороса Таронаци и Момика .

Помимо этого Евангелия, сохранилась и другая рукопись переписанная Тиратуром, представляющая собой сборник из более десятка трактатов разного содержания — философского , богословского и естествонаучного .

Память

В первоисточниках сохранились не только восхваляющие Тиратура памятные записи, но и рассказы ( басни , новеллы), связанные с ним. Эти рассказы свидетельствуют о его большой популярности в широких слоях населения . Один из них, к примеру, гласит:

Тиратура вардапета однажды пригласили на службу. Когда завершилась обедня, забыли его накормить. Вечером привели его в дом и посадили за обеденный стол. Князь спрашивал: «Сколько тебе лет, вардапет?». Вардапет сказал: «Без одного дня — сорок». Князь говорит: «Почему без одного дня?». Тот ответил: «Потому что сегодня не обедал, он не входит в счёт». Так он говорил в духовном смысле. Потому что, если человек хоть один день не услышит божественное слово, не будет молиться или не послушает вардапета, или же послушает и забудет — этот день в его жизни проклят.

Посвящённая Гладзорскому университету памятная монета

В 2009 году в честь 725-летия Гладзорского университета Центральный банк Армении выпустил серебряные монеты номинальной стоимостью 1000 драмов (в общей сложности 500 штук). На обратной стороне монеты написаны имена виднейших преподавателей и воспитанников Гладзора, в том числе и Тиратура Киликеци .

Комментарии
  1. Рабунапет (дословно — « верховный раввин ») — учёная степень в средневековой Армении, глава вардапетов
  2. Эта рукопись сохранилась до наших дней. Матенадаран № 2515. Количество листов — 342. Материал — бумага. Шрифт — болоргир.
  3. Последние годы жизни достаточно плохо освещены в первоисточниках. В последний раз Тиратур упоминается в рукописи 1349 года из Гермонского монастыря, но его смерть традиционно датируется серединой 1350-х годов.
  4. Матенадаран № 3393. Количество листов — 263. Материал — бумага. Шрифт — болоргир.
  5. Матенадаран № 1751. Количество листов — 326. Материал — бумага. Шрифт — болоргир. Не датирована.

Примечания

  1. = Տիրատուր Կիլիկեցի // Армянская Советская Энциклопедия . — 1986. — Т. 12 . — С. 18—19 .
  2. Казаросян А. // Вестник общественных наук АН АрмССР . — 1984. — № 3 . — С. 58—66 . 26 сентября 2015 года.
  3. . — Cambridge University Press, 2006. — С. 425. — 722 с. 2 июля 2018 года.
  4. Г. Григорян. . — Ер. : издательство АН АрмССР, 1990. — С. 197—199. — 390 с. 9 января 2018 года.
  5. . — Ер. : издательство АН АрмССР , 1972. — Т. 4. — С. 437, 452. — 684 с. 2 апреля 2015 года.
  6. А. С. Матевосян. // «Эчмиадзин». — 1984. — № 11—12 . — С. 46—55 . 8 февраля 2015 года.
  7. К. Матевосян. // «Эчмиадзин». — 1999. — № 2 . — С. 71—86 . 26 сентября 2020 года.
  8. А. Г. Казаросян. // «Эчмиадзин». — 1984. — № 11—12 . — С. 56—59 . 8 февраля 2015 года.
  9. . Дата обращения: 16 сентября 2015. 2 июля 2018 года.
Источник —

Same as Тиратур Киликеци