Interested Article - Отрываясь

«Отрыва́ясь» — шестой студийный альбом рок-группы « Машина времени », изданный в 1997 году компанией . Переиздан в 2007 году.

Выход альбома был оценён критиками как прорыв в творчестве группы . Значительная часть песен стала хитами, главные из которых — «Он был старше её», «Он играет на похоронах и танцах» и « Однажды мир прогнётся под нас ». Последняя с конца 1990-х неизменно входит во все концертные программы группы.

История

Запись альбома относится к достаточно «плодотворному» периоду истории группы, когда промежуток времени между датами выхода студийных альбомов не превышал двух лет. Так, в 1996 году были изданы « Картонные крылья любви », и уже летом 1997 года группа начала работу над новым альбомом.

Для записи в помещениях студии «Полифон» была выстроена специальная сцена. Сам подход к записи не отличался от того, с которым был записан предыдущий альбом, а именно — к моменту начала работы звук отдельных песен был частично «отработан» на концертах. Для каждой песни музыканты играли по несколько дублей. Использование компьютерных технологий было минимальным и в основном затрагивало партии клавишных.

Александр Кутиков о работе над альбомом:

"Записано практически старинным способом, когда становятся все вместе и все вместе играют, одновременно пишутся дубли, выбирается лучший и так далее. В общем, как в старые добрые времена писались « битлы » .

«… На Отрываясь было очень много компьютерной редакции клавишных инструментов. Это меня очень сильно утомляло, утомляло нашего компьютерного инженера. Но тем не менее получилось хорошо» .

Позже в различных интервью музыканты заявляли, что не имеют претензий к звуку Отрываясь , который сохранён в альбоме таким же, как и на живом концерте.

Андрей Макаревич о результатах работы:

«Впервые нам удалось записать альбом практически живьем, без всяких студийных компьютерных хитростей. Абсолютно все писалось сразу, одним звуком. Поэтому он получился с хорошим драйвом. Мы довольны во всяком случае» .

Первоначально выход альбома планировался в июле 1997 года. Однако в итоге на аудиокассетах альбом вышел в начале, на компакт-дисках — к концу ноября. Презентация новой программы состоялась 30 ноября 1997 года в ДК Горбунова , 24 января 1998 года — в клубе «Пилот» .

Название альбома

В интервью различным изданиям А. Макаревич достаточно единообразно комментировал смысл, который был вложен авторами в заглавие альбома:

  • «… Отрываясь от того, что уже сделал, прожил, что уже не твоё» ;
  • «… От того, что уже произошло, от настоящего, которое становится прошлым. Этот альбом — способ сбросить лишний груз. Написал песню, и вроде, голова опять свободна» .

Тем не менее и критики, и сами музыканты, имея в виду данный альбом, употребляли слово «отрываясь» также и в значении «веселясь, отдыхая от повседневности» .

Оформление обложки

В соответствии со смысловой нагрузкой заглавия альбома на его обложке изображён перетёршийся канат. Отвечая на вопрос зрителей в эфире программы « Антропология », А. Макаревич отметил, что «Машина времени» «висит» как раз на этом канате, а не «на таком тоненьком волоске» .

Фотограф Юрий Желудев не смог найти для съёмки фотогеничный образец каната в России и приобрёл его в Нидерландах в специализированном магазине по продаже корабельных канатов .

Список композиций

Слова и музыка всех песен А. Макаревич , кроме отмеченных.

Название Автор Длительность
1. «На заднем дворе» А. Макаревич, А. Кутиков, Е. Маргулис — А. Макаревич 2:43
2. «Старая дорога» 3:53
3. «Он был старше её» 3:37
4. «Он играет на похоронах и танцах» А. Кутиков — А. Макаревич 4:00
5. « Однажды мир прогнётся под нас » 3:14
6. «По дороге в Непал» Е. Маргулис, А. Макаревич — А. Макаревич 4:53
7. «Проводница» Е. Маргулис — А. Макаревич 2:58
8. «Фрейлекс» П. Подгородецкий 3:04
9. «Такие дела, ангел мой» 2:23
10. «Старая песня о главном» П. Подгородецкий — А. Макаревич 4:10
11. «Я рядом с тобой» Е. Маргулис — А. Макаревич 1:37

Видеоклипы

  • Он играет на похоронах и танцах . Режиссёром клипа выступил сам А. Макаревич.

Александр Кутиков о съемках клипа:

«Стоимость клипа „Он играет на похоронах и танцах“ была, по-моему, — со всеми вообще работами, включая монтаж, все — 480 долларов. Это придумал Андрей. Я придумал систему записи, для нас придумал, хотя она, естественно, была использована много раз раньше. А Макар говорит: „А давай, мы снимем, как мы как бы все это записываем“. Снималась не эта песня, снималось просто действо. И вот под эту песню Макар подложил это действо» .

  • Он был старше её . Режиссёром клипа также выступил А. Макаревич. Оператор — Сергей Козлов . По свидетельству Макаревича, песня «получилась за 30 минут. Все сыграли почти так, как я предложил, и она покатила» . Отвечая на вопрос зрителей в эфире программы «Антропология», Макаревич отметил, что эта песня «по музыкальной фактуре и <…> по стихам <…> в понятие шлягера не очень вписывается» .
  • Однажды мир прогнётся под нас . Снят режиссёром Григорием Константинопольским по собственной инициативе.

Андрей Макаревич в интервью радиостанции «Август»:

«[Константинопольский] позвонил и сказал, что эта — вот так — мне песня понравилась! Не хотите клип на неё снять? И несмотря на то, что пластинка уже вышла, вот, мы его сняли» .

В клипе использованы материалы видеосъемки выступления «Машины времени» на фестивале « Весенние ритмы-80 » в Тбилиси весной 1980 года.

Критика и достижения

Критики и журналисты оценили альбом положительно, отметив его художественные достоинства, качество звука и «хитовость» самих композиций.

Андрей Бурлака в статье "Бремя «Машины» ( FUZZ . 1999. дек.):

«Настоящим прорывом стал <…> альбом „Отрываясь“: он убедительно доказал, что „Машина времени“ способна не только выжать слезу умиления у сорокалетнего предпринимателя, который студентом штурмовал клубы в Пушкине или Петергофе и с энтузиазмом размахивал зажигалкой в „ Юбилейном “ тремя годами позже, и претендует на гораздо большее, нежели одна хорошая песня в год. Они сделали настоящий Альбом, подтвердив, во-первых, что их рано списывать в ретро-обойму, а во-вторых, что они до сих пор остаются единой творческой единицей. Успех „Отрываясь“, который сразу пробился на радио и в телеэфир, где остается и поныне, был определён не статусом группы, а именно его художественными достоинствами. Отказавшись от традиционного для нашего рока единоначалия, Макаревич дал слово всем участникам группы и не ошибся» .

Рецензия в газете « Молодость Сибири »:

"Новый альбом «Отрываясь» — совсем не о том, что отрываются « картонные крылья любви ». Наоборот, крылья окрепли и «отросли» в атмосфере новых продюсерских проектов и обстановке изменившейся музыки. Но, судя по высказываниям профессионалов, «Отрываясь» — вещь суперкачественная и, главное, как всегда у «Машины времени», это самое время даже опережающая. Старый конь борозды не испортит, а тем паче старая и добрая «Машина» .

Михаил Марголис в книге «Затяжной поворот: История группы „Машина времени“»:

…Группа снабдила свою пластинку «Отрываясь», по сей день цитируемым на всякий лад, хитом «Однажды мир прогнется под нас». Через полтора года, после появления этой песни, «машинистам» в Кремле вручили государственные ордена" .

С 1997 года песня «Однажды мир прогнётся под нас» неизменно входит в сет-лист концертных программ «Машины времени».
Эта песня — единственная из всех записанных группой в 1990-е годы — включена в перечень «100 лучших песен русского рока в XX веке», по версии радиостанции « Наше радио », под номером 71 (остальные песни «Машины времени», включённые в этот перечень, записаны в 1970—1980-е годы).

В период 1998—1999 годов фрагменты клипа на эту песню использовались в качестве основной заставки телеканала ТВ-6 . На последних аккордах в нижней части экрана появлялся логотип телеканала .

Имеются свидетельства об использовании текста песни в педагогических целях .

В 1997 году за песню «Он был старше её» группа объявлена лауреатом премии «Золотой граммофон» .

Участники записи

«Машина времени»:

  • Андрей Макаревич — вокал, соло и ритм-гитары, ситар (1), домбра (6), шаманский бубен (6), перкуссия (11);
  • Александр Кутиков — вокал, бас-гитара;
  • Евгений Маргулис — вокал, ритм-гитара, бас (6), соло-гитара (5);
  • Пётр Подгородецкий — вокал, клавишные, тамбурин (3, 7);
  • Валерий Ефремов — ударные, перкуссия (3).

Приглашенные музыканты:

  • Александр Антонов — скрипка (6, 8);
  • Марк Гарбер — диатоническое пение (6);
  • Михаил Клягин — гитара (2, 4).

Интересные факты

  • В отдельных композициях альбома прослеживается еврейская тематика. Так, в тексте «Старой песни о главном» две предпоследних строки припева

    «Тихо (Сладко) ты спишь, чёрный малыш
    В добрых еврейских руках»

рифмуются со строками

«Сладко ты спишь, чёрный малыш
В длинных (крепких) советских руках»

.
  • Термином «Фрейлекс» (« Фрейлехс ») обозначают коллективный еврейский танец, который обычно танцуют на свадьбах . Автор одноимённой песни П. Подгородецкий пояснял, что эта песня на самом деле «без названия» и озаглавлена "просто «Фрейлекс» .
В тексте употребляются слова на еврейских языках :
— в строке «Скажите да, и таки да, и всем лехаим! » («Лехаим» с иврита дословно — «За жизнь!» — традиционный еврейский тост . В контексте песни речь идёт о тосте на свадьбе.);
— в строке «Так пиво ж есть — налей скорей, азохенвей » («Азохенвей» с идиша дословно — "Когда [хочется сказать] «ох!» и «вей!» — междометие, выражающее сочувствие, тревогу, панику или недовольство. Аналогом в русском языке можно считать фразу «Какой кошмар!» ).
  • Песня «Он играет на похоронах и танцах» посвящена еврейскому музыканту.
Александр Кутиков о музыке песни:

«Я очень люблю Бабеля , я очень люблю евреев. Не то, что они для меня как бы лучше, чем все остальные, нет. Я люблю хороших людей. Но так складывалась жизнь, что среди хороших людей, с которыми я сталкивался в жизни, было очень много евреев. И когда я придумывал эту тему, я абсолютно точно знал, что эта тема — посвящение еврейскому музыканту. И Андрей [Макаревич] меня спрашивает: „Ну про что эта тема?“ Когда я ему просто показал, я говорю: „Андрюш, я не знаю. Но эта тема посвящена еврейским музыкантам“. И он понял, что это Бабель. Ну так. Я её очень люблю» .

  • На специализированных форумах периодически высказывается точка зрения о том, что песня «Он был старше её» написана под впечатлением от повести болгарского писателя П. Вежинова « Барьер » . Тем не менее, сам А. Макаревич данное предположение опроверг .

Выходные данные

  • Запись — студия «Полифон», 1997 г.;
  • Продюсер альбома: А. Кутиков;
  • Звукорежиссёры: С. Оганесян, А. Бармаков;
  • Микширование: А. Кутиков;
  • Мастеринг: А. Бармаков, А. Кутиков;
  • Фото: Ю. Желудев;
  • Дизайн: А. Гусев.

Примечания

  1. Андрей Бурлака . от 3 мая 2014 на Wayback Machine Fuzz (декабрь 1999)
  2. Дата обращения: 30 сентября 2017. 19 апреля 2016 года.
  3. Дата обращения: 11 мая 2014. 20 января 2019 года.
  4. Дата обращения: 2 мая 2014. 4 февраля 2019 года.
  5. Рецензию на концерт-презентацию см.: от 2 мая 2014 на Wayback Machine
  6. Дата обращения: 2 мая 2014. 3 мая 2014 года.
  7. Интервью А. Макаревича радиостанции « Эхо Москвы ». 1997. Цит. по: от 2 мая 2014 на Wayback Machine
  8. Дата обращения: 2 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
  9. Дата обращения: 2 мая 2014. Архивировано из 2 мая 2014 года.
  10. Дата обращения: 30 сентября 2017. 19 апреля 2016 года.
  11. Дата обращения: 2 мая 2014. 2 мая 2014 года.
  12. Дата обращения: 30 сентября 2017. 21 октября 2016 года.
  13. Дата обращения: 2 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
  14. Дата обращения: 30 сентября 2017. 7 декабря 2018 года.
  15. Марголис М. Затяжной поворот: История группы «Машина времени». — СПб: Амфора, 2009. — 352 с.
  16. Дата обращения: 30 сентября 2017. 6 апреля 2018 года.
  17. Дата обращения: 2 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
  18. Дата обращения: 2 мая 2014. 3 мая 2014 года.
  19. Дата обращения: 14 августа 2015. Архивировано из 20 января 2019 года.
  20. Дата обращения: 2 мая 2014. 5 мая 2017 года.
  21. Дата обращения: 3 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
  22. Дата обращения: 30 сентября 2017. 18 августа 2017 года.
  23. Дата обращения: 3 мая 2014. 3 мая 2014 года.
  24. Дата обращения: 3 мая 2014. 15 мая 2014 года.
  25. См. например: [www.livelib.ru/book/1000307188 Рецензии читателей на повесть П. Вежинова «Барьер».]
  26. Дата обращения: 2 мая 2014. 3 мая 2014 года.
Источник —

Same as Отрываясь