Interested Article - Варфоломей (архиепископ Нарбона)
- 2021-04-04
- 1
Варфоломей ( Бартелеми ; лат. Bartomeu , фр. Barthélemy ; умер в 844 ) — (не позднее 828—834/842).
Биография
Получение Нарбонского архиепископства
О происхождении и ранних годах жизни Варфоломея сведений в исторических источниках не сохранилось. Первые свидетельства о нём относятся к 828 году, когда он уже был главой . Предполагается, что Варфоломей занял нарбонскую кафедру незадолго до этой даты. В списках нарбонских архиепископов Варфоломей назван преемником Нибридия , в последний раз упоминающегося в сентябре 822 года . В поминальной книге аббатства Лаграс сообщается о том, что Нибридий скончался 1 января. Следовательно, наиболее ранняя из возможных дат его смерти — 823 год. Возможно, в получении Варфоломеем архиепископского сана значительную роль сыграл архиепископ Лиона Агобард , в отношении которого глава Нарбонской митрополии всегда выказывал огромное уважение .
Тулузский собор
В декабре 828 года император Людовик I Благочестивый и его сын Лотарь I повелели провести во Франкской империи четыре поместных собора в Майнце , Париже , Лионе и Тулузе . Франкское духовенство было извещено об этом специальными посланиями императора. Одно из писем было направлено и Варфоломею, главе Нарбонской митрополии. Ему, а также другим иерархам Южной Франкии , было приказано провести в следующем году в Тулузе .
23 мая 829 года Тулузский собор начал свою работу. Председателем собрания был избран Нотон . В Тулузском соборе участвовали прелаты , Нарбонской, Буржской и Бордоской митрополий во главе со своими митрополитами: Нотоном, Варфоломеем, и Адалельмом . Акты этого церковного собора не сохранились , но, как предполагается, на нём был обсуждён тот же круг вопросов, что и на , который уделил особое внимание усилению церковной дисциплины и улучшению процесса образования .
События в Юзесской епархии
Сохранилось письмо, написанное между 827 и 830 годом архиепископом Варфоломеем. Его адресатами были лионский диакон , архиепископ Агобард и пресвитер Хильдигис. Это послание — первое свидетельство о Флоре, одном из деятелей Каролингского Возрождения . В письме Варфоломей просил у одних из наиболее известных в то время теологов Франкской империи совета, как поступить с суевериями, охватившими . Глава Нарбонской митрополии писал, что посещавшие для поклонения могилу святого видели там, якобы, многочисленные чудеса, в том числе, исцеления больных и одержимых. Однако юзесский епископ заподозрил, что это дело рук преступных людей, собиравших деньги с паломников за доступ к святыне. В ответном письме Агобард подтвердил, что скорее всего «чудеса» — результат корысти местных священников. По совету лионского архиепископа Варфоломей запретил посещение могилы Фирмина и разрешил его только после того, как все слухи среди паломников полностью рассеялись. Уже значительно позднее Амаларий , сменивший в 835 году Агобарда на лионской кафедре, ставил Варфоломею в особую заслугу заботу о борьбе с суевериями и рвение в поддержке церковной дисциплины .
Участие в мятеже против Людовика I Благочестивого
Во время смуты 830—834 годов во Франкском государстве Варфоломей проявил себя как твёрдый сторонник короля Италии Лотаря I. Вместе с рядом других видных франкских деятелей — таких как Вала Корбийский , Гильдуин Сен-Денийский , Агобард Лионский, Иона Орлеанский , и Эббон Реймсский — архиепископ Нарбона поддержал мятеж Лотаря против отца, императора Людовика I Благочестивого . 1 октября 833 года Варфоломей участвовал в заседании государственной ассамблеи Франкской империи в Компьене . На этом собрании, созванном по требованию Лотаря, состоялся суд над императором Людовиком. Главными обвинителями были архиепископы Эббон Реймсский, Агобард Лионский, Варфоломей Нарбонский и . Под угрозами Людовик I Благочестивый был вынужден признать себя полностью виновным. Он был сослан в аббатство Святого Медарда в Суасоне и пострижен здесь в монахи .
Возвращаясь из Компьена в Септиманию, Варфоломей посетил Санс . Здесь он подписался под дарственной хартией Лотаря I, данной новым императором по ходатайству архиепископа . Среди подписавших этот документ были и два суффрагана Нарбонской митрополии, епископы и .
Однако вскоре удача изменила архиепископу Варфоломею: весной 834 года решением части знати и духовенства Франкского государства Людовик I Благочестивый был освобождён из заключения и вновь восстановлен в императорском сане. В « » Флодоарда сообщается о том, что вскоре после этого Агобард, Варфоломей и несколько других приближённых к Лотарю I иерархов был лишены своих епархий .
В феврале 835 года на в Тьонвиле над обвинёнными в государственной измене лицами состоялся суд. На него были вызваны Эббон, Агобард, Бернар и Варфоломей, но лично присутствовать на заседаниях осмелился только бывший архиепископ Реймса. В результате участники синода постановили признать всех обвиняемых виновными .
Последние годы
В средневековых исторических источниках не сохранилось сведений о деятельности Варфоломея в следующие несколько лет. Предполагается, что он уже не смог возвратиться в Септиманию . Возможно, что сначала он, вместе с другими оставшимися верными Лотарю I лицами, последовал за этим монархом в Бургундию , а затем жил при дворе младшего сына императора Людовика I Благочестивого, короля Карла II Лысого . Этот вывод делается на основании известия о присутствии Варфоломея 6 сентября 838 года на государственной ассамблее в Кьерзи , где состоялась коронация Карла II Лысого . Предполагается, что этот факт может свидетельствовать о том, что к тому времени Варфоломей был уже прощён Людовиком I Благочестивым . Однако, возвратил ли император ему власть над Нарбонской митрополией, точно не установлено. В постановлениях ассамблеи в Кьерзи, сохранившихся в поздней копии, достоверность которой вызывает у историков сомнение, упомянут «Бернегарий, архиепископ Нарбона», о котором больше ничего не известно. Однако в написанной в 840 году Флором Лионским поэме «О разделении империи» ( лат. De divisione imperii ) Нарбонское архиепископство было причислено к вдовствующим кафедрам Франкского государства .
Не вызывает сомнение только то, что не позднее 841 года Варфоломей по неизвестным причинам поссорился с Карлом II Лысым, вновь примкнул к сторонникам Лотаря I и во время битвы при Фонтене находился в лагере императора. По свидетельству Флора Лионского, весьма лестно отзывавшегося о Варфоломее, в 842 году Карл Лысый повелел лишить нарбонского архиепископа не только власти над митрополией, но и самого архиерейского сана, что было грубым нарушением церковных канонов . Новым главой Нарбонской митрополии был избран Берарий , который в этом качестве уже 13 декабря 842 года присутствовал на свадьбе Карла II Лысого с Ирментрудой в Кьерзи .
По свидетельству « Liber Pontificalis », зная о неканоничности своего свержения с архиепископского престола , Варфоломей в 844 году ездил в Рим , где просил недавно избранного папу Сергия II не только возвратить ему власть над Нарбонской митрополией, но и вручить паллий , сделав папским викарием в Южной Франкии. Здесь же с аналогичной просьбой находился и его друг, бывший архиепископ Реймса Эббон. По неизвестным причинам папа римский отказался удовлетворить просьбу Варфоломея, лишь обещав рассмотреть этот вопрос позднее .
Дата смерти Варфоломея не известна. Возможно, что он умер в Риме уже в 844 году . Предполагается, что это могло произойти между 12 и 20 июня того года . Как уже скончавшийся Варфоломей упоминается в « Хартии Алаона », данной королём Карлом II Лысым в Компьене 30 января 845 года . Однако многие историки высказывают серьёзные сомнения в достоверности этого юридического акта, считая его позднейшей фальсификацией .
Примечания
- ↑ , p. 245.
- ↑ Duchesne L. . — Paris: Albert Fontemoing, Éditeur, 1907. — P. 305.
- ↑ , p. 241.
- ↑ (кат.) . Gran Enciclopèdia Catalana . Дата обращения: 1 ноября 2015. 1 августа 2018 года.
- ↑ , p. 975—965.
- ↑ , p. 103—107.
- // Monumenta Germaniae Historica. Concilia II, 2. Concilia aevi Karolini. T. I. Pars II. — Hannover & Leipzig: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1908. — P. 597—601. (недоступная ссылка)
- Lopes J. . — Bordeaux: Feret et Fils, Libraire-Édeteurs, 1884. — P. 153—154. 20 февраля 2016 года.
- Guillemain B. . — Edition Beauchesne, 1974. — P. 27—29.
- Roisselet de Sauclières M. . — Paris: Meller Frères, Libraire Religieuse, 1846. — P. 403.
- ↑ Fliche A. Barthélemy 102. — . — Paris: Letouzey et Ané, 1932. — Col. 1017
- // The Catholic Encyclopedia . — New York: Robert Appleton Company, 1909. — Vol. 6. — P. 121.
- ↑ , p. 1034—1035.
- Тейс Л. Наследие Каролингов. — М. : Скарабей, 1993. — С. 26. — ISBN 5-86507-043-6 .
- ↑ , p. 992—993.
- Флодоард . История Реймсской церкви (книга II, глава 20).
- , p. 994—995.
- , p. 1008—1009.
- Laubert M.-H. Berarius 3. — Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques. — Paris: Letouzey et Ané, 1935. — Col. 334
- // История Гаскони (Histoire de la Gascogne). 4 марта 2016 года.
- Rabanis J.-F. . — Paris: Durand, 1856. — 234 p.
Литература
- Dom. C. Devic and Dom. J. Vaissete. . — Toulouse: Édouard Privat, Libraire-Éditeur, 1872. — 1290 p.
- Dom. C. Devic and Dom. J. Vaissete. . — Toulouse: Édouard Privat, Libraire-Éditeur, 1872. — 1048 p.
- Griffe É. . — Paris: Auguste Picard, 1933. — 297 p.
- 2021-04-04
- 1