Interested Article - Усть-Озёрное
- 2021-03-02
- 1
Усть-Озёрное — село в Верхнекетском районе Томской области России . Входит в состав Катайгинского сельского поселения .
География
Село находится в северо-восточной части Томской области, в пределах , на правом берегу реки Озёрной , вблизи места впадения её в реку Кеть (628-й км правого берега ), на расстоянии примерно 162 километров (по прямой) к востоку-северо-востоку (ENE) от рабочего посёлка Белый Яр , административного центра района. Абсолютная высота — 111 метров над уровнем моря .
История
Исторический населённый пункт южных селькупов (группа сюссыкум). С.К. Патканов приводит для юрт Усть-Озёрных название Карманы . Основные селькупские фамилии – Сапкараковы, Почины, Мунгаловы, Кармины . В 1897 г.: 3 хозяйства – 19 человек. В 1911 г.: 4 хозяйства – 17 селькупов и 4 русских .
Основано в 1726 году . По данным 1926 года в Усть-Озёрных юртах имелось 6 хозяйств и проживало 15 человек (в основном — русские). В административном отношении входили в состав Максимояровского сельсовета Колпашевского района Томского округа Сибирского края .
Около 1950-х гг. в Усть-Озёрном стояли две селькупские землянки-карамо. У местных селькупов первое помещение в карамо называется коррэ́ ма̄т , а внутреннее (жилое) — коннэ́ ма̄т ( ма̄т — дом, чум, помещение; — под гору, под откос берега; — на гору, на откос берега) .
Устная история
Старики-селькупы любили рассказывать о находках железных вещей из необыкновенного светлого металла. В юртах Усть-Озёрных нашли, например, в старинной землянке топор-колун из светлого железа без малейших признаков ржавчины. Находили и другие вещи. Говорят, что старинное светлое железо никогда не ржавело .
Летом 1963 года на Кети в юртах Усть-Озёрных Г.И. Пелих записана сказка со слов Николая Измаиловича Кандыкова. Сначала шёл общий разговор о том, что по всей Кети живут сюсюгула, но языки их немного не сходятся», в верховьях и низовьях р. Кети говорят немного иначе, чем в районе юрт Усть-Озёрных. В связи с этим Николай Измаилович вспомнил старинную сказку, в которой рассказывалось, как «три разных племени по Кети пошли». Сначала в сказке говорится о том, как на Кети жили старик со старухой. «Старик рыбу добывал, ходил охотился». У них родились два сына. Когда они выросли, «один сын говорит: «Мы пойдём куда-нибудь в полуденную сторону». Шли день, два... Старик со старухой ждут: нету и нету. Ждут, плачут. Затем родился у них третий сын Кыба́й И́де, он рос не по дням, а по часам, и так быстро, что лоскут меховой рубашки у него в спину врос. Старики скрывали от Кыбай Иде, что у него были 2 старших брата, которые исчезли в полуденной стороне, но он узнал это и отправился искать братьев. По пути на юг Кыбай Иде сначала пришёл к людям, которые коней держали и калачи пекли. Здесь одна старуха дала ему коня, калачик, которым он покормил коня, и сказала: «Это конь твой. Поедешь дальше, там высокая гора будет. Там живет богатырь Чвочен Козай (хозяин земли). Приедешь, на гору сразу не ходи. Лошадь три раза отряхнется, садись и тогда — на гору»... Затем рассказывается о приключениях Кыбай Иде в доме богатыря — хозяина земли, о борьбе с богатырём (Иде помогают выдра и щука), о том, как Кыбай Иде убил богатыря, захватил табуны лошадей, нашёл под горой трупы своих старших братьев и оживил их. На обратном пути через горы братья нашли себе невест и вернулись все вместе домой, где «старуха со стариком подрались из-за огня, затушили они его». Кыбай Иде добывает снова огонь, сыграли свадьбы. «Ну, а теперь, братья, давай уйдём,— младший говорит, — а старик со старухой здесь останутся, а мы пойдём, на мысках будем жить». После этого Кыбай Иде стал жить с женой на богатырском мысу Пачье Макка между юртами Усть-Озёрными и Лукьяновыми. Старший брат ушел в Пынгыри Мочалду (у юрт Урлюковых), а младший брат пошел на мыс Куршу. «Там, где богатыри жили — тропинки остались большие. Никто там не ходит, а тропы есть. Это богатырские дороги» .
Места захоронений
Последние могилы с погребальными домиками были воздвигнуты рядом с Усть-Озёрным приблизительно в начале 1950-х гг. У поселения расположено 2 кладбища. Раньше юрты находились в 2 км от настоящего их места. Тогда хоронили на высоком мысу у впадения в Кеть р. Озёрной. В начале 1970-х гг. новый посёлок, перенесённый сюда с затопляемых мест, вплотную подошёл к территории старинного кладбища, на котором хоронить перестали. Новое кладбище возникло у противоположного конца деревни на берегу реки Озёрной. Остяцкие могилы «с домиками» есть и на старом, и на новом кладбищах. Могильный домик сделан из широких колотых плах, по две плахи с каждой стороны (с поперечной и с продольной). Сверху лежит одна широкая плаха. Внутри надмогильного домика — невысокий песчаный холмик. На нём вдоль могилы лежит тонкая жердь. В боковой нижней плахе с одной стороны прорезано маленькое окошечко .
На старинном кладбище у края мыса есть еще более древние курганные захоронения. А в глубине кладбища, по направлению к деревне, стоят могилы русского типа. Местные жители в начале 1970-х гг. считали захоронения с деревянными домиками могилами своих предков, помнили, кто и где похоронен. Когда и кем были оставлены курганные могилы, не помнил никто. Одно из курганных захоронений у пос. Усть-Озёрное было раскопано А. П. Дульзоном .
Население
2002 | 2010 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2021 |
---|---|---|---|---|---|---|
12 | ↘ 6 | ↘ 1 | → 1 | → 1 | → 1 | → 1 |
- Гендерный состав
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в гендерной структуре населения мужчины составляли 83,3 %, женщины — соответственно 16,7 %.
- Национальный состав
Согласно результатам переписи 2002 года , в национальной структуре населения русские составляли 59 %, селькупы — 33 % .
Селькупское название
Название деревни на среднекетском диалекте южноселькупского языка — Кын Та̄бу, Кында́бу эд , в переводе "реки устье", "деревня устья реки " .
Метеостанция
С 1932 года в селе действовала реперная климатическая труднодоступная метеостанция Усть-Озёрное, а также гидрологический пост на реке Кеть .
Примечания
- ↑ / Ярмо Алатало. — Максимкин Яр - Хельсинки: Национальный клуб Максимоярочка, 1998. — ISBN 952-91-0555-X .
- ↑ . Том 1. Численность и размещение населения Томской области ( на 1 октября 2021 года) . Томскстат (28 октября 2022) . Дата обращения: 31 октября 2022.
- ↑ Тучкова Н. А. . — Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. — 224 с. — ISBN 978-5-89428-716-4 .
- (англ.) . GeoNames.
- Патканов С. К. . — Санкт-Петербург, 1911. — Т. 2. Тобольская, Томская и Енисейская губернии. — С. 150. — 432 с.
- ↑ Список населённых мест Сибирского края. Том 2. Округа Северо-Восточной Сибири. Новосибирск. 1929 стр. 80
- ↑ Пелих Г. И. . — Томск: Издательство Томского государственного университета, 1972. — 424 с.
- ↑ . Дата обращения: 13 июня 2014. 27 ноября 2015 года.
- . Административное деление. Официальный сайт Администрации Томской области. Дата обращения: 21 сентября 2013. 23 октября 2012 года.
- . Дата обращения: 19 марта 2015. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 9 января 2015. 21 мая 2015 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2015. 20 мая 2015 года.
- Коряков Ю. Б. . Дата обращения: 4 июня 2019. 3 февраля 2019 года.
- . www.meteotomsk.ru . Дата обращения: 5 апреля 2022. 1 февраля 2020 года.
- 2021-03-02
- 1