Гейне, Мориц
- 1 year ago
- 0
- 0
Мориц Гюдеман ( нем. Moritz Güdemann ; 19 февраля 1835 , Хильдесхайм , Нижняя Саксония — 5 августа 1918 , Баден , Нижняя Австрия ) — австрийский раввин и еврейский историк, писавший на немецком языке .
Родился в 1835 г. в Гильдесгейме (Германия). В гимназии одновременно изучал Талмуд и раввинскую письменность . В 19 лет стал одним из первых слушателей открывшейся (1854) бреславльской семинарии , где проучился до 1862 года. В университете Бреслау занимался восточными языками и в 1854 году защитил докторскую диссертацию («Moslih ed-Dini Sa’dii consessuum tertius et quartus» и т. д., Лейпциг, 1861).
В 1862 году был назначен раввином в Магдебурге ; в 1865 году коллегия представителей (Repräsentanten) берлинской общины избрала его в раввины, но старшины отклонили этот выбор ввиду, вероятно, умеренно-консервативного направления Гюдемана. Год спустя он был приглашён в Вену в качестве проповедника; в 1868 г. был назначен раввином, а в 1890-м — городской общины.
Исследования Гюдемана посвящены, главным образом, истории развития еврейского воспитания и еврейской религии.
В своём трёхтомнике (1880—1888) он всесторонне освещает вопросы умственной деятельности средневековых евреев в различных её проявлениях, постановку воспитания, останавливаясь подробно на иешиботах и на воспитании еврейских женщин (этому вопросу отчасти посвящена его первая работа «Das Leben d. jüdischen Weibes», 1861), общинный быт, домашнюю и общественную жизнь в еврейских кварталах, сношения с неевреями, пути соприкосновения с нееврейскими культурными течениями и др. При этом Гюдеман обращает внимание на стороны материальной культуры, уделяя ценные заметки торгово-промышленной деятельности евреев и проливая свет на влияние внешних факторов мировой истории ( крестовые походы и проч.) на социальное положение евреев. Гюдеман использовал богатейший печатный и рукописный материал, приложив ценные документы в особых примечаниях (Noten), в которых более подробно исследует отдельные места своего труда. Появление сочинения приветствовалось еврейскими учёными как крупный шаг вперёд в мало разработанной истории еврейской культуры.
Что же до вопросов о еврейской религии , а также о её отношении к христианской религии, — то этим Гюдеман заинтересовался в ранние годы своей научной деятельности. Первым его произведением в этой области является лекция «Jüdisches im Christentum des Reformationszeitalters» (1870).