Interested Article - Портрет Марии Хеннеберг

«Портрет Марии Хеннеберг» ( нем. Bildnis Marie Henneberg ) — женский портрет австрийского художника Густава Климта . На выполненном в модной в Вене на рубеже веков технике пуантилизма , похожем на живописную мозаику портрете венской дамы в кресле лишь её лицо и кружевные воланы наряда обладают конкретной предметностью, она как будто выплывает из неопределённого фона картины. Портрет ознаменовал новый этап в развитии портретного искусства Климта, отныне фокусировавшегося только на лице, руках и одежде портретируемых . Одно из лишь четырёх полотен Густава Климта, хранящихся на территории Германии .

Картина демонстрировалась впервые ещё в незаконченном виде на XIII выставке Венского сецессиона в 1902 году вместе с фотографиями работы , мужа Марии. Лирическое настроение, созданное «растекающимся в пуантилизме» портретом на выставке, восхитило художественного критика Людвига Хевеши , он даже не хотел, чтобы портрет дописывался. Образ в невидимом и ещё не выписанном кресле казался ему парящим в невесомости. Некий рецензент из Германии даже назвал кресло Марии Хеннеберг астральным. Тем не менее, в законченном виде кресло обрело благодаря контуру перспективу, которую Климт обычно пытался вытеснить неопределённостью заднего плана. На портрете Мария Хеннеберг сидит в кресле облокотившись одной рукой, её вторая рука придерживает ниспадающую каскадами шаль , которая в своём движении завораживает переливами нанесённых пятнышками красок, но всю цветовую динамику собирает букетик фиалок, который, по словам Хевеши, «переходит в песенное пианиссимо с телесными розоватыми тонами» .

Супруги Хеннеберг входили в круг друзей Густава Климта через его старшего коллегу Карла Молля . Гуго Хеннеберг обучался в Венском и Йенском университетах , защитил диссертацию в области физики, был известен в Вене как гравёр, резчик по дереву, но прежде всего как художественный фотограф. Состоятельные Хеннеберги, благодаря наследству Гуго, обосновались в новом доме с мастерской на первом этаже в XIX районе Вены на Воллергассе,8 в спроектированной по проекту Йозефа Хоффмана колонии художников на холме по соседству с Карлом Моллем, Коло Мозером и д-ром . Падчерица Карла Молля Альма называла соседку «тётя Мария». Вилла Хеннебергов была открыта для людей искусства со всей Европы, так, у них квартировал на время выставки сецессиона Фердинанд Ходлер . Портрет хозяйки дома встречал гостей в центральном холле над позолоченным мраморным камином. После безвременной смерти Гуго Хеннеберга в 1918 году для вдовы беззаботные времена с поездками, кофе, шампанским, зваными вечерами в отеле « Империал » остались в прошлом. Ей пришлось переехать в более скромное жильё и в конце концов продать свой портрет. Его новым владельцем стал музыкальный издатель из Лейпцига д-р Макс Кун. Мария Хеннеберг умерла в 1931 году. После смерти Куна портрет достался его вдове Луизе, которая сначала передала его взаймы в экспозицию Государственной галереи Морицбург в Галле . В 1979 году галерея выкупила портрет .

Примечания

  1. , Die Frau als Ornament, S. 115.
  2. (нем.)
  3. .

Литература

  • Mona Horncastle, Alfred Weidinger . Gustav Klimt. Die Biografie. — 1. Aufl. — Christian Brandstätter Verlag, 2018. — 320 S. — ISBN 9783710602528 .
  • Bildnis Marie Henneberg // Klimt und die Frauen / hrsg. von und . — Köln: , 2000. — S. 95—97. — 256 S. — ISBN 3-7701-5370-7 .

Ссылки

  • (нем.)
Источник —

Same as Портрет Марии Хеннеберг